Франсуа Лесаж, владелец и бессменный руководитель знаменитого парижского Дома вышивки, кавалер ордена Почетного легиона и самый известный человек в кругу парижского haute couture, умер в прошлый четверг в Версале в возрасте 82 лет после тяжелой и продолжительной болезни.
В его ателье обращались все, кто имел значение для истории индустрии моды. Именно к Лесажу обратился Карл Лагерфельд для украшения своей византийской коллекции. Сам мастер создавал вечерние наряды для актрис Авы Гарднер и Марлен Дитрих, сотрудничал с Cristóbal Balenciaga, Pierre Balmain, Christian Lacroix и Jean-Paul Gaultier. Адрес 13, ruе de la Grange Bateliere, где с 1931 года располагается ателье дизайнера, знают наизусть во всех парижских домах мод: Vionnet, Chanel, Schiaparelli, Dior, Givenchy, Y.S.L., Lacroix, Hanae Mori, Scherrer и др.
Талант и мастерство Франсуа Лесажа почитали за поддержание традиции ручного труда, ведь каждая бусинка, каждый самый мелкий стежок был сделан вручную. Мастер стремился обеспечить будущее своего дела и компании, поэтому открыл школу вышивальщиц на Монмартре. Никому и никогда не удавалось попасть в кабинет к Лесажу, тем болee в его мастерские, где всегда в строжайшей тайне шла работа над заказами самых именитых кутюрье. «Мода, ― разводил руками Лесаж. ― Никто ничего не должен знать до следующего показа. Только я и мои мастерицы».
Ателье «Лесаж» ― это семейный бизнес с 1920 года. Здесь были созданы ирисы Ван Гога для Yves Saint Laurent и огромный холст искусственной кожи леопарда для платья коллекции Jean Paul Gaultier. Каждая работа занимала сотни, а иногда и тысячи часов аккуратной вышивки бисером. Стоимость ювелирной работы по ткани составляла около 100000 долларов США.
Ив Сен-Лоран мог позвонить и сказать: «Я хочу змей, крокодилов и аллигаторов», или Клод Монтана звонил и требовал: «Мне срочно нужен песок!» Франсуа Лесаж всегда вовремя и безукоризненно исполнял любой самый требовательный заказ и как-то сказал: «Я должен быть хамелеоном».