www.diva.by www.diva.by / фокус фокус / персоны персоны

«Рожденный в опилках»: интервью с Эдгардом Запашным. Часть 1

26 августа 2015

Эдгард Запашный — легенда в мире циркового искусства, дрессировщик, хорошо известный на просторах стран СНГ, Европы и даже за океаном. Каждое выступление братьев Запашных — это море эмоций и впечатлений, возможность увидеть, как человек с легкостью управляет хищниками, заставляя их выполнять различные трюки.

В сентябре Цирк братьев Запашных привезет в Минск свое новое шоу «К.У.К.Л.А». Это будет первый выезд проекта за границу, ведь за два года своего существования программу могли увидеть только жители и гости Москвы и Санкт-Петербурга. В преддверии грандиозного шоу, которое сами братья Запашные считают качественнее выступлений всемирно известного цирка Cirque Du Soleil, портал DiVA.BY решил задать Эдгарду Запашному несколько вопросов как о творческой деятельности, так и о личной жизни.

Вы даете огромное количество интервью, вы не устаете? Как вы к ним относитесь? Я знаю, что многие не любят давать интервью.

Если устаю, то только физически: начинаешь замыливаться, когда отвечаешь на одни и те же вопросы, или когда собеседник неинтересный — начинаешь уставать очень быстро. А вообще интервью — это часть моей профессии. Я когда-то мечтал, что буду давать интервью. А сейчас это уже обязательная составляющая моей публичной жизни, поэтому и жаловаться ни в коем случае не хочу. Вот так вот.

«Рожденный в опилках»: интервью с Эдгардом ЗапашнымПро тигров мы с вами, конечно же, поговорим, но что для вас династия? Вы один из тех, кому искусство понимать зверей передалось генетически и по наследству? Плюс еще титанический труд.

Вчера я разговаривал с потомком Пушкина, и я не уверен, что он пишет на уровне своего великого прапрадеда. А значит, генетика мало имеет к этому отношения. А вот среда, в которой я был воспитан, база знаний, которую вкладывал отец, однозначно дала результаты. С генетикой многое связано, но связаны ли с этим природная любовь к животным, ответственность, чувствительность, желание работать с животными, может ли это передаваться по наследству — не знаю. Здесь в большей степени заслуга моего отца как учителя, как воспитателя. Именно папа является первым дрессировщиком хищных животных в нашей семье. Именно папа прошел большой творческий путь и учил мою маму в том числе. Мама проработала с тиграми 10 лет, но всегда была в тени отца, потому что именно папа был главным. Конечно, и мама нас учила, но основным учителем является наш отец, и она не пыталась перекрыть его заслуги.

Я уверена, что вам много раз задавали вопрос: «С чего все началось?» Где эта точка отсчета? Может быть, это была какая-то ситуация, какое-то событие? И действительно ли началось все с тигров?

С рождения я не видел себя вне цирка. Если вы конкретно спрашиваете про тигров, то я не помню, когда они появились в моей жизни. Точно так же, как вы не вспомните, когда появились в вашей жизни родители. Они были всегда. У меня такое впечатление, что я родился на манеже. И у нас среди династийных артистов есть такое понятие «рожденный в опилках». Раньше все цирки были опилочные, и все манежи опилочные, и человек, который является коренным артистом цирка, «рожден в опилках». Это выражение более чем подходит ко мне. Мы всегда были там.

А что характеризует людей, «рожденных в опилках»? 

Некое условие для того, чтобы ребенок продолжал путь своих родителей. Они уже создаются: ребенок живет, любит, растет в этой среде. Это кочевой образ жизни с самого детства, смена школ, отсутствие одноклассников — все это здесь, в самом большом понимании слова. 

Уровень трудолюбия в цирке крайне высок. Если провести параллель со спортсменами, то у них бывает несколько тренировок в день. У вас тоже нечто подобное происходит или есть свой особый ритм?

Все зависит от того, каким жанром циркового искусства ты пытаешься овладеть. Если ты работаешь с животными, то это большей частью работа не на манеже, а за манежем: кормление, уборка клеток. Работа по созданию условий, содержанию этого животного. Животному нужно 1-2 раза в день потренироваться, а все остальное время ты проводишь с ним в быту. Много раз в день покормить, много раз в день убрать за ним. Если мы говорим про другие жанры циркового искусства, как, например, воздушная акробатика, гимнастика, то это требует хорошей физической формы, постоянных физических нагрузок: это еще и подкачка, и растяжка, и хореографический класс, и класс по актерскому мастерству. Жонглирование — это самый трудоемкий образ жизни, потому что чем больше ты репетируешь, тем больше у тебя шансов, что ты будешь хорошим жонглером. Если ты иллюзионист, то большую часть времени ты работаешь над созданием новой аппаратуры, посещаешь заводы, делаешь чертежи, пробные эксперименты, фокусы, смотришь, сможет ли он поразить окружающих. Все жанры циркового искусства совершенно разные. Все зависит от того, какой путь ты выбрал. 

Лично я многостаночник и никогда не замыкался на одной дрессуре. Я еще и жонглер на лошади, я хороший канатоходец, я хороший акробат-вольтижер, просто жонглер. И дрессировал я не только тигров и львов, но и лошадей, и обезьян, и собак. Отец нас всегда развивал широко.

«Рожденный в опилках»: интервью с Эдгардом Запашным
Братья Запашные с родителями

В одном из интервью вы говорили, что с тиграми нужно разговаривать на их языке, по сути, на языке тела. Означает ли это разговор на уровне жестов, взглядов? И способен ли обычный человек понять, как у вас происходит контакт с тигром, или это невозможно описать доступным для обывателя языком?

Надо понимать вообще, на каком языке животное готово говорить: язык звуков, жестов, поведения. При работе с тиграми я понимаю, что сколько бы времени я с ним ни проводил, он не отличит смысла слова «мама» от «папа». Он разговаривает со мной через поведение, через мое к нему отношение, через мои жесты. Он запоминает слова, но он не может их выговорить. Это подразумевает, что я должен научиться читать и его язык, когда он мне показывает, что не понял, мне это неинтересно, мне это страшно. Я учусь разговаривать на его языке, он учится разговаривать на моем языке. У нас идёт взаимное общение, только я зажат в рамки того, что мне это необходимо, а ему это необязательно.

Вы несколько раз упоминали в разговоре отца. Как вы считаете, какова роль отца в воспитании мальчика? Какие основные знания должны прийти к мальчику от отца, чего не сможет дать ему мама?

Мужественность, любовь к женщине, когда сын видит, как отец относится к его маме, к другим женщинам. Конечно же, мужчина воспитывает мужика, если он сам мужик. Это правильно, мне кажется. 

«Рожденный в опилках»: интервью с Эдгардом Запашным

Вы всесторонне развитый человек. Что вам интересно в обычной жизни? Увлекаетесь ли вы чем-то еще кроме цирка? Где бы вы хотели побывать в ближайшее время?

Я бы хотел в качестве туриста побывать в далеких азиатских странах, например, в Сингапуре или Малайзии. Я был в Японии, в Китае, в Италии, в Испании, во Франции, это если говорить про дальнее зарубежье. Что касается профессиональной работы, я бы хотел в ближайшее время поработать в Дубаи, проехать с большим хорошим турне по Японии, и хотел бы поработать в самостоятельном турне в Германии, Италии, Франции. Это уже в планах, я думаю, что что-то в ближайшее время мы воплотим. Но много препятствий, много трудностей, много финансовых проблем стоят на пути, и колоссальный объем работы делается для их преодоления.

Получается, зритель видит только красивую готовую картинку, а по ту сторону кулис — огромный кусок работы: и техническая часть, и административная, которая занимает 90% всего. Вам приходится еще выступать в качестве профессионального менеджера?
Да. Я принял решение идти по стопам Майкла Флетли (владелец шоу World of dance), который является единственным владельцем собственного бренда. Немногие знают, но большая половина песен «Битлз» не принадлежала самим «Битлз». Их выкупил в свое время Майкл Джексон. У нас был период, когда в погоне за быстрыми деньгами продюсеры готовы были выкупить нас с корнями, но мы с братом не допустили этого. 

Мы поняли, что лучше мы будем чуть медленнее развиваться, но будем принадлежать самим себе. И сейчас я работаю с теми людьми, с которыми мне приятно работать, которым я доверяю и которые не будут претендовать на основной кусок пирога. Большая часть того хлеба, который мы с братом делаем, — это наш, собранный собственными руками. А собирать крохи с собственного стола неправильно. Когда ты владеешь собственной жизнью, собственным именем, собственными ресурсами, есть свобода.

Продолжение читайте здесь.



Оцените, пожалуйста, этот материал, выбрав желаемое количество звезд

Оценка читателей Diva.by: 5 из 5 (2 оценок)
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ: мероприятия Минска, интервью, персоны, цирк

Статьи раздела

20 декабря 2019 • Персоны Популярный тренер и бодибилдер Вика Свит: «Я создаю себя каждый день» Вика Свит – человек, который изменил свою жизнь до неузнаваемости благодаря красоте, и с тех пор уверена, что красота способна спасти всех. Она рассуждает о внешнем и внутреннем и рассказывает о том, как помогает с этим людям, которые приходят на её тренировки.
30 августа 2019 • Персоны Люция Геращенко: «В рекламе, как в отношениях: или по любви, или по расчету!» Популярная телеведущая Люция Геращенко не скрывает: на рекламе в Беларуси зарабатывать можно. Она одна из немногих теледив, кто честно говорит, что купила и квартиру в Минске, и машину и другие «блага» на деньги от сотрудничества с брендами. При этом проекты Люся умела выбрать настолько удачно, что до сих пор у многих ассоциируется с Лидским квасом или золотыми украшениями. В интервью diva.by телеведущая ОНТ поделилась секретами селфибрендинга и дала несколько советов по работе в рекламе.
07 марта 2019 • Персоны «Я голодная на эту жизнь»: Вика Свит о мечтах, уходе за внутренним состоянием, женственности и, конечно, упорной работе над собой Вика Свит знает, что значит быть сильной женщиной, преодолевать трудности, несмотря ни на что. Кажется, что история её жизни достойна быть сценарием для фильма или сериала, однако сложно сказать, кто мог бы сыграть её лучше её самой.
24 сентября 2018 • Персоны Галина Корсак: бизнес начинается с любви! Пять лет она училась на стоматолога, уехала работать по специальности за рубеж, поступила в Берлинскую Высшую Школу Экономики иПрава – и… вернулась в родной Минск, радовать горожан ароматом свежей выпечки...
27 декабря 2017 • Персоны Рената Волкиевич: «Я поняла всю цену успеха, когда потеряла голос». Часть 1 Команда Форума успешных Женщин Беларуси Евгения Гриб, Виктория Щуровская и руководитель Diva.by Елена Коровец побывали на Глобальном Лидерском Саммите. Накануне Нового годы мы делимся с нашими читателями мотивирующим и вдохновляющим интервью спикера и участницы Глобального Лидерского Саммита Ренаты Волкиевич...
23 декабря 2017 • Персоны Рената Волкиевич: «Я поняла всю цену успеха, когда потеряла голос». Часть 2 Команда Форума успешных Женщин Беларуси Евгения Гриб, Виктория Щуровская и руководитель Diva.by Елена Коровец побывали на Глобальном Лидерском Саммите. Накануне Нового годы мы делимся с нашими читателями мотивирующим и вдохновляющим интервью спикера и участницы Глобального Лидерского Саммита Ренаты Волкиевич...
29 ноября 2017 • Персоны Как работают трансформационные игры? Интервью с Тамарой Рогачевой. Часть 1 Она считает себя дауншифтером. Не так давно эта женщина встала перед выбором, после которого обычно жизнь человека кардинально меняется. Перед выбором, сделав которой, человек принимает на себя ответственность за проживание последствий своего решения. И все ради того, чтобы прийти к согласию с самим собой и к жизни в соответствии со своим Предназначением...
18 ноября 2017 • Персоны Как работают трансформационные игры? Интервью с Тамарой Рогачевой. Часть 3 Она считает себя дауншифтером. Не так давно эта женщина встала перед выбором, после которого обычно жизнь человека кардинально меняется. Перед выбором, сделав которой, человек принимает на себя ответственность за проживание последствий своего решения. И все ради того, чтобы прийти к согласию с самим собой и к жизни в соответствии со своим Предназначением...
Реклама на DIVA.BY
Тел.: +375 (29) 644-89-77