www.diva.by www.diva.by / фокус фокус / персоны персоны

Василий Андреев. Жизнь в историях. Часть II

01 июля 2014


Общение с ним — это нескончаемая череда историй. Встречи, имена, события, открытия, путешествия, имена. Это лоскутное одеяло, которое сначала кажется таким пестрым, что глазам больно и мозг взрывается от количества информации на единицу времени. Но вы сами не замечаете, как вливаетесь в ритм этих историй и уже не представляете, что разговор может строиться иначе. Знакомьтесь, это — Василий Андреев. Человек с историями. Которые мы и расскажем вам, практически без купюр и от первого лица.

История четвертая. Биографическая

Когда спрашивают про автобиографию, я всегда предлагаю два варианта — правду рассказывать или «мутить» в духе «Властелина колец»?

Мой папа — из семьи староверов, из Видз (Браславский район). Представляете, милиционер из семьи староверов, который родился в Польше, 1932 год!

Мне очень важна картина, висящая в Национальном художественном музее. 1939 год, ввод советских войск в Польшу. Когда я на нее смотрю, то понимаю, что мой папа вот так вот жил. Хорошо выглядящие люди встречают советский танк: добротная одежда, велосипеды, бары в городе, а на большом здании написано «Radio Electra». Теперь было бы Radio Electra FM. И это 1939 год! Моему папе было в этот момент 7 лет, когда он жил в таких обстоятельствах, в которых сейчас не живут. Или живут, но в Минске, не в глубинке.

Из коллекции Василия Андреева
Из коллекции Василия Андреева

Кто такие староверы глазами ребёнка? Бабушка — молчаливая, одета в черное, дедушка тоже одет в черное. У староверов есть обычай: во время обеда они зовут любых людей с улицы, которых могут покормить. Обязательно попадаются дети — они в деревне все время. Поэтому бабушка выходила во двор и говорила: «Иди сюда, и ты иди сюда». Количество детей за столом могло колебаться от 5 до 18. Бабушка ставила все необходимое и очень строго говорила ключевую фразу: «Только после того, как зайдет дедушка и начнет кушать, можете начинать кушать». Я помню черный стол, заходит дедушка в черном. Он начинает есть и бабушка, сидя в черном платке, подаёт сигнал кивком: «Можно». 

Именно от дедушки помню про любовь. Он меня любил. Поэтому, когда я сейчас приезжаю на кладбище в Видзах, я говорю кратко «Папа, привет!», а дедушке «Мне с тобой нужно поговорить». На том кладбище похоронены все Андреевы. 

Недавно я случайно сравнил случайно флаги Видз, Ватикана и Барселоны. Они полностью совпадают по цветами ширине полос. Так что, как я говорю, на колени, сестры мои! А вы не знали это?
Вверху: герб и флаг городского поселка Видзы (Браславский район, Беларусь). Внизу: флаг Каталонии

Мама… Работала бухгалтером на железобетонном заводе. Мама гоняла меня в музыкальную школу. Я хотел учиться играть на скрипке, но она стоила дорого, а баян — больше 100 рублей. Это больше зарплаты мамы за месяц — и она купила. 5 лет каторги, со 2 класса средней школы!

Это было наказание. На выпускном экзамене я играл «Жаворонка» Глинки. И играл очень плохо. Но получил 5 по экзамену. В комиссии присутствовал преподаватель, который жил в моем подъезде. Я его видел каждый вечер. Довольно часто в подъезде я видел очень аккуратного одетого, ползущего по ступенькам дядю Валика из «музыкалки». Я ему предлагал помочь, но он говорил, что сам. Я поднимался до 3 этажа, где тетя Мила, его жена, открывала дверь и здоровалась со мной. Так вот на экзамене дядя Валя сказал комиссии (7 человек) выйти на несколько минут, а сам открыл газету «Известия» и читал заголовки, пока я играл… Я запомнил «Жаворонка» навечно.

Я рано узнал, откуда берутся дети. Сестра — медик, и я видел все книжки. По судебной медицине. Понимаете? Однажды, одна девушка села напротив меня и сказала, что хочет мне что-то сказать. Я почему-то спросил в ответ: «Кесарево или изнасилование?». Она ответила, что изнасилование, удивившись, откуда я знаю. Из книг детства. Мог бы быть доктором?

Официально у меня было два брака. Один из них — фиктивный. Беременной девушке надо было устраиваться на работу в школу по распределению, а без мужа — нельзя. Комитет комсомола помог зарегистрировать наш брак, который продлился два года. Мы поженились и я ушел в армию. Не знал, что можно использовать факт наличия ребенка для увольнения. Самое смешное было в суде, когда мы разводились. Мы должны были сказать фразу, после которой любой судья нас разведет. Две женщины-судьи с первого момента смотрели на меня, как на последнюю сволочь, а мужчины — типа «чувак, мы за тебя».

Один из брака продлился три фантастических… месяца. 

Женщина. Фото Василия Андреева
Фото: Василий Андреев

Первый секс случился поздно и сейчас я понимаю, почему. Когда есть дети, они видят, кто и как в семье рулит. Когда у тебя есть только мама, ты не видишь ничего плохого, но ты не видишь ссор, ты не видишь, как мужчина и женщина выходят из ссор. Вот и причина позднего секса. 
Мне казалось так, что девушка — как мама, а с мамой секса нет. Опыт нарабатывался намного позже. Самое интересное время наступает. У меня оно наступило после 40. Мне сейчас 49 будет, кажется, нет, будет 50! Но, как рок-звезда, я должен был бы сказать, чтобы не упоминали моего возраста. Пусть малышкам на концертах кажется, что я еще один. Билеты же должны продаваться. Мне еще нужно было бы сделать какие-нибудь наколки…  

История пятая. Про профессию

В восьмом классе я нарисовал приемник акварелью на листе формата A4 и решил, что буду заниматься промышленным дизайном. Такая профессия была в Советском Союзе, у нас даже были места, где можно было работать — ВНИИТЭ (сесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики). Они выпускали журнал «Техническая эстетика». После школы я сразу поступил в институт, что в то время было необычно. 

Когда в 2007 в Москве я встретил друга по институту, то сказал, что хочу уйти из профессии. Причины интересные. Друг пораженно ответил: «Да ты единственный, кто как пришел в институт — так и занимаешься этим до сих пор. А почему хочешь уйти из профессии?

Василий Андреев
Фото: Екатерина Битус

В дизайне я с 1989-1990 года, в дизайне упаковки — с 2002 года. Эта специализация появилась в после учебы в Швеции. В Гетеборг на День открытых дверей института я приехал 3 февраля, отправив заявку по почте всего лишь за день до этого. Старинный корпус, напоминающий костелы. Волонтеры готовились к началу дня, ставили белые столы накрытые белыми скатертями. На них — белые тюльпаны в белых вазах. Белые ручки, блокноты. Я тогда понял, что мне необходимо получить эти белые ручки и блокнот, чтобы привести в Минск сувенир. Но когда в 10 часов открылись двери и мамы завели своих маленьких детей, я понял, что не буду там учиться. Поэтому я встал, подошел к женщине и спросил, где туалет. Она показала мне направление и тут же спросила, не тот ли я Василий, который вчера написал письмо. Мне предложили взять ручки (да-да, те самые!). Я сказал, что решил не учиться. Та женщина очень удивилась и спросила, почему. Я ей сказал, что все просто: мне было в этот момент 37, а в зале полно 17-летних. Женщина в ответ «поймала» незнакомого мужчину, который оказался деканом института, и именно благодаря ему я в итоге подал заявление.

История шестая. Про путешествия

…для меня теперь поехать в Видзы так же важно, как и в Каталонию. Теперь мне проще объяснять откуда. Флаги-то похожие. Теперь, когда у меня спрашивают, почему я снова еду в Барселону, но, например, не еду в Мадрид, у меня есть объяснение — я еду домой. 

Мальчик у окна. Фото Василия Андреева
Фото: Василий Андреев

Я уже жил в тех странах, где хотел жить. И живу в той, где хочу.

В жизни нет ничего случайного. Подростком я посмотрел фильм Тарковского «Ностальгия». Там есть сухой пейзаж с маленькими кривыми сосенками, белесое-белесое небо, тишина и почти нет травы. Это место, где происходит все действие. Тогда я не знал, что фильм снимали в Швеции на острове Готланд. Как тогда было объяснить, что в 17 лет тебе показывают то, что будет с тобой в 37? 

Еще история. Та женщина с Тенерифе, про которую уже говорил. Ее слова «давай попьем пива», визитка директора по коммуникациям и туризму. А началось все с того, что я сфотографировал ее с собакой. В итоге я пропустил тогда последний автобус. Сейчас она написала мне контакты тех, через кого можно найти работу на острове. 

И знаете, куда привела меня эта встреча спустя 6 месяцев? К жене легендарного путешественника Тура Хейердала, знаковой для меня персоны. Мы встретились с ней в отеле Botanique Puerto de la Cruz. Её зовут Жаклин и она «Мисс Франция» в 1950-х годах. Ей 82, но выглядит она на по нашим понятиям на 50. Я купил ей цветы. На острове невозможно купить, например, тюльпаны. Пришлось розы в Cortes Ingles. Я сказал «Тут розы, потому что…» — и она закончила «Нет тюльпанов? Я люблю тюльпаны». Странно, да?

Мы разговаривали, я фотографировал. А потом она задала мне вопрос: «Можно я вам город покажу?». И снова у меня последний автобус, который я конечно же снова пропускаю. Мы гуляли минут 40, после чего она садится в такси и перед отъездом спрашивает, когда я приеду снова. Только уже не туристом, а за другой, длинной историей. Я назвал дату, не будучи ни в чем уверенным. 

Ещё одна девушка на острове. С которой мы никак не могли с встретиться: «Сегодня не получается, давай завтра?». И вот, фактически перед моим отъездом, она позвонила. Я подумал: «Если в 10.22 ты будешь стоять возле этой пальмы — мы встретимся». А она произнесла: «Если я в 10.25 буду на месте, возле пальмы, которая возле твоего дома?». Так и встретились. Целый час разговаривали про ее жизнь. Потом поехали в музей Тура Хейердала, где меня уже ждали. Она тоже спросила: «Ты скоро вернешься?». И здесь тоже был вопрос не про вернуться туристом. А про то, когда я вернусь сюда жить.

Фото Василия Андреева
Фото: Василий Андреев

История седьмая, завершающая. Про фотографию

С фотографией все началось давно. И как у многих тогда: мама покупает вам камеру «Смена-8» и вы начинаете «фигачить», спрашивая, а можно еще пленку купить? Ты фотографируешь с детства, у тебя в голове формируется картинка, черно-белая, потому что цветная пленка была очень дорогой. Проходит 40 лет и ты возвращаешься к тому, чем занимался в детстве. И уже точно знаешь, что все должно быть именно черно-белым. Я плохо вижу цвет в характере, для того, чтобы рассказать о человеке, мне нужно убрать всю лишнюю информацию. И тогда становится понятно, что мне у Нее нужно. Глаза или губы.  

Фото Василия Андреева
Фото: Василий Андреев

Когда я фотографирую женщину, должна быть личная история. Без нее я не смогу сделать фотографию. Нужна или драма, или какой-то случай. Что-то, почему она вообще становится мне интересной. Фотография — это один из способов рассказать женщине, какая она с моей точки зрения. И объяснить себе. 
Странно: чаще всего люди, не зная обстоятельств — неожиданно называют тебе обстоятельства, предшествующие съёмке. Типа «Стой, такое впечатление, что она прилетела откуда-то, помыла голову, сидит на кухне и там конфликт». А на фото — просто девушка с мокрой головой в полотенце. А вся история — верная. Как это происходит? Откуда люди видят историю?

Фото Василия Андреева
Фото: Василий Андреев

Фотография дает понимание, как и любое творчество. Я стараюсь это увлечение не монетизировать. Это дает мощный импульс. Потому что и тут снова про обмен энергией с тем, кого фотографируешь. 

Фото Василия Андреева
Фото: Василий Андреев

Представляете, есть слепые люди, которые фотографируют. Это очень сильные работы. Человек снимает звук, а рассказывает целую историю…

Историю, понимаете?



Оцените, пожалуйста, этот материал, выбрав желаемое количество звезд

Оценка читателей Diva.by: 4.2 из 5 (11 оценок)
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ: интервью, персоны, Василий Андреев

Статьи раздела

20 декабря 2019 • Персоны Популярный тренер и бодибилдер Вика Свит: «Я создаю себя каждый день» Вика Свит – человек, который изменил свою жизнь до неузнаваемости благодаря красоте, и с тех пор уверена, что красота способна спасти всех. Она рассуждает о внешнем и внутреннем и рассказывает о том, как помогает с этим людям, которые приходят на её тренировки.
30 августа 2019 • Персоны Люция Геращенко: «В рекламе, как в отношениях: или по любви, или по расчету!» Популярная телеведущая Люция Геращенко не скрывает: на рекламе в Беларуси зарабатывать можно. Она одна из немногих теледив, кто честно говорит, что купила и квартиру в Минске, и машину и другие «блага» на деньги от сотрудничества с брендами. При этом проекты Люся умела выбрать настолько удачно, что до сих пор у многих ассоциируется с Лидским квасом или золотыми украшениями. В интервью diva.by телеведущая ОНТ поделилась секретами селфибрендинга и дала несколько советов по работе в рекламе.
07 марта 2019 • Персоны «Я голодная на эту жизнь»: Вика Свит о мечтах, уходе за внутренним состоянием, женственности и, конечно, упорной работе над собой Вика Свит знает, что значит быть сильной женщиной, преодолевать трудности, несмотря ни на что. Кажется, что история её жизни достойна быть сценарием для фильма или сериала, однако сложно сказать, кто мог бы сыграть её лучше её самой.
24 сентября 2018 • Персоны Галина Корсак: бизнес начинается с любви! Пять лет она училась на стоматолога, уехала работать по специальности за рубеж, поступила в Берлинскую Высшую Школу Экономики иПрава – и… вернулась в родной Минск, радовать горожан ароматом свежей выпечки...
27 декабря 2017 • Персоны Рената Волкиевич: «Я поняла всю цену успеха, когда потеряла голос». Часть 1 Команда Форума успешных Женщин Беларуси Евгения Гриб, Виктория Щуровская и руководитель Diva.by Елена Коровец побывали на Глобальном Лидерском Саммите. Накануне Нового годы мы делимся с нашими читателями мотивирующим и вдохновляющим интервью спикера и участницы Глобального Лидерского Саммита Ренаты Волкиевич...
23 декабря 2017 • Персоны Рената Волкиевич: «Я поняла всю цену успеха, когда потеряла голос». Часть 2 Команда Форума успешных Женщин Беларуси Евгения Гриб, Виктория Щуровская и руководитель Diva.by Елена Коровец побывали на Глобальном Лидерском Саммите. Накануне Нового годы мы делимся с нашими читателями мотивирующим и вдохновляющим интервью спикера и участницы Глобального Лидерского Саммита Ренаты Волкиевич...
29 ноября 2017 • Персоны Как работают трансформационные игры? Интервью с Тамарой Рогачевой. Часть 1 Она считает себя дауншифтером. Не так давно эта женщина встала перед выбором, после которого обычно жизнь человека кардинально меняется. Перед выбором, сделав которой, человек принимает на себя ответственность за проживание последствий своего решения. И все ради того, чтобы прийти к согласию с самим собой и к жизни в соответствии со своим Предназначением...
18 ноября 2017 • Персоны Как работают трансформационные игры? Интервью с Тамарой Рогачевой. Часть 3 Она считает себя дауншифтером. Не так давно эта женщина встала перед выбором, после которого обычно жизнь человека кардинально меняется. Перед выбором, сделав которой, человек принимает на себя ответственность за проживание последствий своего решения. И все ради того, чтобы прийти к согласию с самим собой и к жизни в соответствии со своим Предназначением...
Реклама на DIVA.BY
Тел.: +375 (29) 644-89-77