www.diva.by / фокус / персоны /

дизайнер людмила тараканова: «не делайте из мужчин клоунов!»

Дизайнер Людмила Тараканова: «Не делайте из мужчин клоунов!»

Не женский характер нужен дизайнеру, который решил всерьез и надолго заняться созданием мужской одежды в Беларуси. Слишком много здесь штампов и комплексов, которые еще предстоит побороть реформаторам от моды. Таким, как Людмила Тараканова — постоянная участница Belarus Fashion Week.

Давайте встретимся в сквере у арт-центра Марка Шагала, — предложила Людмила, когда я позвонила ей, оказавшись по делам в Витебске.

Все здесь оказалось ровно так, как она описала: приятно и не шумно. Отзвуки классических мелодий из окон музыкального училища, группа интеллигентов, сопровождаемая вдохновленным экскурсоводом, почти осязаемое присутствие Шагала и пару свободных лавочек.

Такие показы здесь устраивали! — вспоминает дизайнер. —  Модели дефилировали по аллее у входа в арт-центр. Коллекцию «Праздник на Покровке» сделала ко дню рождения Марка Шагала. Образы были персонализированы: «Селедочник», как отец художника, «Цирюльник», «Угольщик», «Портняжка», «Торговка тканями», «Сваха», «Невеста» — все, кто жили по-соседству. И, конечно, Марк и Белла. В костюмах не было ничего надуманного.  Это pret-a-porter.

Среди витебских дизайнеров сохраняется дух авангардизма? 

Думаю, да. Чувствуется влияние Шагала, Малевича…

В чем это выражается?

В присутствии ощущения свободы. Когда я прихожу в университет (Людмила Тараканова преподает в Витебском государственном технологическом университете — прим. авт.), а мне указывают: «Вы опоздали на десять минут» — хочется уволиться. Потому что творческий человек работает всегда, а не «от…» и «до…»  Возникает идея коллекции, и начинаешь осмыслять, рисовать эскизы, кроить, потом бежишь в ателье объяснять швеям, как нужно сшить. Моя однокурсница преподает театральный костюм в школе-студии МХАТ. Параллельно работает в кино. Если съемки выпадают на ноябрь-декабрь — ей позволяют сдвинуть занятия на сентябрь-октябрь. У нас — другая история. Приехала эта моя знакомая в Минск на съемки сериала, позвала поработать помощником костюмера. Мне было очень интересно попробовать, но кафедра не отпустила. На день съездила — пять мужских костюмов отвезла, студентов подвязала — они предложили для съемок женские наряды. 

Дизайнер должен развивать себя, искать, где можно реализовать то, на что учился. Для солистов филармонии делала концертные костюмы. Теперь знаю —  кроить рубашку или платье нужно с учетом того, что во время пения грудная клетка расширяется на сантиметров восемь. 

Или еще пример. Семестр мои студенты учатся разрабатывать спецодежду для слесарей, пожарных и представителей других профессий. Могу учить этому, опираясь не только на теорию. Сотрудничала с компанией «Моготекс», крупнейшим производителем текстильной продукции в Беларуси. Разрабатывала коллекцию для работников ЖКХ. Приходилось, конечно, сдерживать фантазию, так как есть жесткие требования по ГОСТам. 

Коллекция Людмилы Таракановой сезона весна-лето 2013Коллекция Людмилы Таракановой сезона весна-лето 2013

Материалы, из которых шьется спецодежда, в принципе к творчеству не располагают.

Вы не правы. Из тканей с водоотталкивающей поверхностью обычно скатерти шьют. А я разработала коллекцию вечерних платьев. Это был рекламный проект для билбордов.

И все-таки главное направление вашей работы — мужская мода. Какой же нужно иметь характер, чтобы отважиться переодеть белорусских мужчин!

(Улыбается). Я сама по себе «мальчишница». Папа в строгости воспитывал. Помните фильм «К-19» про аварию на атомной подводной лодке? Герой Харрисона Форда напоминает мне отца. Такой же волевой. Скажем, мы договорились, что я возвращаюсь домой ровно в 23.00, а я опоздала на 15 минут. «Людмила, ты на часы смотрела?» — строго спрашивал он и брал флотский ремень. Не бил, просто взмахнет им и звук такой, что внутри все леденеет. «Ну, что? Во сколько в следующий раз придешь?». Это воспитывало ответственность перед словом. Пообещала — выполняй.

Честно сказать, не могу представить командира атомной подводной лодки в какой-нибудь из ваших фирменных мужских туник. Когда пишут, что «Стиль Таракановой — Шанель наоборот»  — внутренне соглашаетесь с подобной формулировкой?  Мол, если она разрешила женщинам носить брюки, то вы позволили мужчинам надеть кардиганы, туники и рубашки с жабо.

В этом есть доля истины. Для меня мода — это игра с одной стороны. И возможность почувствовать себя свободнее и раскрепощеннее с другой.

Когда делала коллекцию «Пацаны», хотелось показать, насколько разнопланова мужская одежда. Кто-то может позволить себе расхлябанный вид. Кто-то предпочитает более сдержанный костюм. Все зависит от характера, профессии, образа жизни.

Коллекция Людмилы Таракановой сезона весна-лето 2012Коллекция Людмилы Таракановой сезона весна-лето 2012

Согласны, что по отношению к моде белорусские мужчины в большинстве своем делятся на тех, кому все равно, какую одежду носить, и тех, которым в общем-то тоже все равно, но они хотя бы прислушиваются к женским советам?

За собой следят единицы. Когда мужчины надевают  спортивные трико с раздутыми коленками или штаны на резинке (с расчетом, что ее можно ослабить, если переел) — для них это норма.  А если кто-то надел узкие джинсы — все, значит он нетрадиционной ориентации.  Знаю множество людей, которые не относятся к этой категории — просто следят за собой. Мой любимый фильм — «Храброе сердце» с Мелом Гибсоном. Он играет предводителя шотландцев в борьбе за независимость. И то, что главный герой  носит килт, не мешает ему выглядеть брутально красивым.

Коллекция Людмилы Таракановой на Belarus Fashion Week 2013/2014Коллекция Людмилы Таракановой на Belarus Fashion Week 2013/2014

Можно ли выглядеть мужественно в рубашке в цветочек?

А почему нет? В моей коллекции «Окаём» присутствует флористическая тема. Идея возникла, когда отдыхала на Оке в палаточном городке, куда пригласил одноклассник. Сижу на берегу — красиво. Туман сгущается. По реке баржа идет. Застряла. Фонарем светит на нас. Луна в воде отражается. Кажется, что она двойная. Восторг! 

Сашка, мой друг, тоже впечатлил своим видом. Его вальяжный образ дал импульс к созданию комбинезонов для коллекции. Раскупили все! 

Интересно работать с клиентами, которые понимают, что такое образ. Недавно шила костюм для молодого человека, который едет к друзьям на свадьбу в Москву. По дресс-коду все гости должны быть в красном. Пришел на примерку — такой стиляга!

Случалось ли встречать настоящих денди? Шить для них?

Пока вас ждала — мимо проходил мужчина лет 55 в темно-синем кримпленовом костюме. Брюки клеш, жилетка, белая рубашка. Очень красиво. Такой хипарь классный. Сегодня жилеты — редкость. А мне так они нравятся. Подтягивают фигуру, завершают образ. 

А денди… Мой приятель Александр Рымкевич — главный редактор одного журнала, который издается в Штатах и освещает светскую хронику, вот он избирателен в одежде. Долго и тщательно подбирает  к рубашкам броши, запонки. Историк моды Александр Васильев что бы ни надел — такой денди! Одно удовольствие на него смотреть. 

Людмила Тараканова с Алексеем Паниным на Belarus Fashion Week 2011

Ваш муж поддерживает бренд Tarakanova?

Говорит: «То, что ты делаешь, красиво, но не для меня». Он у меня большой: рост — 192, размер — 56. Подиумные модели ему не подходят.

После одного из показов на BFW вы сказали, что все брюки в коллекции сконструированы по-разному. Как добились такого мастерства?

Восемь лет работала на Новогрудской швейной фабрике, которая специализируется на пошиве мужской одежды. Наблюдала за технологией производства, подходила к швеям, смотрела, как узлы, швы обрабатываются. Нужно во всем этом разбираться, чтобы мужики не выглядели клоунами. Потому что придумать можно все что угодно, а сшить — нет.

Коллекция Людмилы Таракановой на Belarus Fashion Week 2013/2014Коллекция Людмилы Таракановой на Belarus Fashion Week 2013/2014

Студентов учите мыслить жизненно, с учетом реалий предприятий отечественной легкой промышленности?

Студенты часто предлагают совершенно сумасшедшие образы, которые невозможно реализовать в массовом дизайне. И в этом нет катастрофы. Наоборот. Главное, чтобы фантазия работала. Осадить человека можно элементарно. Пару дней назад перебирала фонды со студенческими работами и нашла рисунок Игоря Чапурина. Это была коллекция пальто. Женские силуэты на эскизах — изломанные, выкрученные. Если дизайнер талантливый, он сам себя адаптирует. Его пример это подтверждает. 

Людмила Тараканова на Belarus Fashion Week

Приходилось себя ломать, когда работали на производстве?

Обычно художники на предприятии всегда во всем виноваты.  Если модель продаваема — это заслуга директора. Обеспечил хороший сбыт. Если нет — художник просчитался.  И не важно, что конструкторы сделали ошибку, и посадка брюк в итоге не та. Я же, когда на фабрике работала, чувствовала себя вольно. Жила в Витебске, но на дня три-четыре каждую неделю приезжала в Новогрудок. У меня так — если задание получено, мозг не отдыхает. До трех-четырех утра рисовала эскизы. Когда одну из первых коллекций для фабрики делала,  предложила нежно-нежно голубую подкладку к льняному пиджаку бледно-желтого  цвета. У всех был шок. «Уладзіміраўна! Что ж ты натворила. Голубую подкладку, да на желтый пиджак!». Боролась с этим стереотипным мышлением. 

В 2010-м году мое сотрудничество с фабрикой закончилось. И я сконцентрировалась на создании авторских коллекций. Мне должно быть интересно то, что я делаю. Поэтому все время пробую что-то неизведанное. Конечно, и ляпы бывают, и недочеты. Как без них?!

Коллекция Людмилы Таракановой на Belarus Fashion Week 2011

На ваш взгляд, в чем отличие в восприятии моды у мужчин и женщин?

Для женщин одежда — способ привлечь внимание, желание понравиться.  Мужчины, как правило, остывают к своему гардеробу, когда им удалось завладеть женщиной. Для меня одежда — это, в первую очередь, сексуальность, а не простое обволакивание физической оболочки. Если чуть-чуть приложить вкуса — то любую вещь можно сделать сексуальной.

Эскиз Людмилы Таракановой для Belarus Fashion Week 2013/2014

Эскиз Людмилы Таракановой для Belarus Fashion Week 2013/2014

Эскиз Людмилы Таракановой для Belarus Fashion Week 2013/2014

Людмила Тараканова — выпускница Московского текстильного института, доцент кафедры Витебского государственного технологического университета,  член Белорусского союза дизайнеров, создатель более 50 коллекций мужской и женской одежды, лауреат республиканских конкурсов модельеров «Белая амфора». Тараканова успешно выступала на московском конкурсе «Экзерсис», на Днях высокой моды в Калининграде представляла конкурсные коллекции и работала в составе жюри, участвовала в международных выставках моды CPD (Дюссельдорф, Кельн), CPM (Москва). В разные годы демонстрировала коллекции на Неделях моды в Львове, Минске, Москве. 

Фото: Павел Поташников, Александра Юрченко, Александр Кожин, bfw.by



Оцените, пожалуйста, этот материал, выбрав желаемое количество звезд

Оценка читателей Diva.by: 4.7 из 5 (11 оценок)
Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
blog comments powered by Disqus

Статьи раздела

02 мая 2017 • Персоны Больше, чем просто фотография: интервью с руководителем проекта Babystory.by Натальей Мирончук Еще десять лет назад никто и представить себе не мог, что профессиональные фото новорожденных малышей в фотоальбомах белорусских семей станут нормой, а этот жанр детской фотографии станет так популярен в стране. Мы поговорили о перспективах этого направления и секретах мастерства с первопроходцем этого жанра в Беларуси – фотографом Натальей Мирончук...
26 апреля 2017 • Персоны Интервью Саши Варламова с Еленой Коровец. Часть 1. О руинах и зависимостях «Поймать» Елену по мобильному – легче дозвониться до Кремля. То же самое касается и интервью. Но в один из вечеров Саше Варламову это удалось. Интервью получилось неожиданным, местами провокационным и очень личным. И надо признать, эта беседа по скайпу оказалась непохожей ни на одно из тех интервью, которые кто-либо брал у Елены ранее. Простой и искренний разговор, в котором каждый позволил себе быть самим собой и на разных этапах которого сложно было понять, кто же и у кого все-таки берёт интервью…
13 апреля 2017 • Персоны Интервью Саши Варламова с Еленой Коровец. Часть 4. Выбор и Предназначение «Поймать» Елену по мобильному — легче дозвониться до Кремля. То же самое касается и интервью. Но в один из вечеров Саше Варламову это удалось. Интервью получилось неожиданным, местами провокационным и очень личным. И надо признать, эта беседа по скайпу оказалась непохожей ни на одно из тех интервью, которые кто-либо брал у Елены ранее. Простой и искренний разговор, в котором каждый позволил себе быть самим собой и на разных этапах которого сложно было понять, кто же и у кого все-таки берёт интервью…
13 апреля 2017 • Персоны Интервью Саши Варламова с Еленой Коровец. Часть 3. О любви, дружбе, обольщении и его последствиях «Поймать» Елену по мобильному — легче дозвониться до Кремля. То же самое касается и интервью. Но в один из вечеров Саше Варламову это удалось. Интервью получилось неожиданным, местами провокационным и очень личным. И надо признать, эта беседа по скайпу оказалась непохожей ни на одно из тех интервью, которые кто-либо брал у Елены ранее. Простой и искренний разговор, в котором каждый позволил себе быть самим собой и на разных этапах которого сложно было понять, кто же и у кого все-таки берёт интервью…
13 апреля 2017 • Персоны Интервью Саши Варламова с Еленой Коровец. Часть 2. О брюнетках, блондинках и правде «Поймать» Елену по мобильному — легче дозвониться до Кремля. То же самое касается и интервью. Но в один из вечеров Саше Варламову это удалось. Интервью получилось неожиданным, местами провокационным и очень личным. И надо признать, эта беседа по скайпу оказалась непохожей ни на одно из тех интервью, которые кто-либо брал у Елены ранее. Простой и искренний разговор, в котором каждый позволил себе быть самим собой и на разных этапах которого сложно было понять, кто же и у кого все-таки берёт интервью…
12 апреля 2017 • Персоны Визажист Анна Малаховская: «У белорусок требования к макияжу выше, чем у женщин из Европы» Весной хочется произвести глобальный «апгрейд» косметички и засыпать вопросами визажиста. Каким должен быть идеальный макияж, останутся ли в моде стрелки и «смоки», покупать блеск или матовую помаду. Мы пошли дальше и узнали у Анны Малаховской, почему профессиональному визажисту одинаково хорошо в Венеции и Витебске, и кто искусней владеет хайлайтером – наши девушки или жительницы Европы...
07 марта 2017 • Персоны Жизнь, как джаз: джазмен Андрей Славинский о женщинах, музыке и любви В джазе только девушки? А вот и нет. В нашей стране джазом «заведуют» мужчины. Один из них – музыкант, основатель и руководитель одного из старейших джазовых коллективов Slavinsky Band – Андрей Славинский. В преддверии женского дня мы расспросили Андрея о том, что такое настоящий джаз, как не влюбляться во всех подряд и даже о том, как пережить развод. Ответы музыкально-утонченного и тонко чувствующего мужчины читайте в нашем интервью...
02 марта 2017 • Персоны Пусти продавца в SMM: интервью с Ольгой Бондарик. Часть 2 Умение вовремя и грамотно расставлять приоритеты, постоянно держа руку на пульсе и оперативно реагируя на изменения, является отличительной чертой новаторов. Один из ярких представителей таких «форвардов» в Беларуси – Ольга Бондарик, совладелица сети магазинов «ЦентроОбувь» и еще шести бизнес-направлений, общественный деятель, мама 9 приемных детей, успешная бизнес-леди, вдохновляющая тысячи женщин на то, чтобы изменять мир к лучшему...
Реклама на DIVA.BY
Тел.: +375 (29) 691-05-20, Skype: divaby
Афиша

В Минске пройдет фестиваль исторической реконструкции «Эпоха рыцарства»
Система Orphus