Их работа — ходить на чужие свадьбы, играть с чужими детьми, а иногда даже плавать в чужих бассейнах. Их тандему позавидовали бы все — Мастер и Маргарита, Бонни и Клайд, Малдер и Скалли
В их руках — фотокамеры, против которых любые законы превращаются в пыль.
Юрий Куликов и Виктория Адамович — фотографы из Минска. Фотографы со стажем. Главное — фотографы, которые, закрывая глаза на абсолютно все стереотипы, работают вместе.
Тандем? Инь-Янь? Расскажите о себе.
Вика: Людям нравится приписывать к нашему дуэту значок «инь-янь» (романтично!), но я бы с этим поспорила. Мы скорее похожи, чем противоположности. Нас можно сравнить с пазлами, которые соединяются в одну общую картинку. По работе нам легко находить общий язык, взаимодействовать.
Юра: Вика сразу строит в своем воображении то, что хочет получить, и, когда снимает, хорошо знает, к чему стремится.
Вика: Я себе нафантазирую всего, чего хочется получить, а Юре просто ставлю задачу. Как правило, очень трудную. Всегда хочется движения и не хочется повторяться. Мы снимаем очень много. В том числе детей. А это не просто вышел и пофотографировал в парке. Все серьезно: готовимся к съемкам с реквизитами, атрибутами, играем с малышами прямо во время работы, чтобы наладить контакт.
Одна из последних съемок проходила под кодовым названием «Гауди». В Минске есть скульптурки, на самом деле выполненные в этом стиле. Когда сделали первую обработку, Юра сказал: «Ого, так вот что ты видела!» Так и работаем: я планирую, а Юра подглядывает
Юра: Ставлю себе замочную скважину (смеется) и в нее подглядываю.
Вика: В съемке всегда так — либо готовишь результат сам, либо ловишь момент. Либо строишь кадр, просишь сделать определенное движение, жест, улыбнуться, либо тихонько ждешь в стороне, когда человек поднимет глаза, — и уж тут главное успеть нажать на кнопку.

Юра: Я люблю ловить те моменты, когда Вика управляет моделью, потом оставляет ее и
модель какое-то время предоставлена самой себе. Она расслаблена, она не видит, что на нее смотрят.
Вика: Я работаю с тем, что им сказали сделать, а он — с тем, что не сказали.
Юра: Но когда ты работаешь в репортажном стиле, у тебя это тоже отлично получается. На съемках свадьбы, например. То есть мы потихоньку учимся друг у друга.
Вика: Невесты обычно целомудренны. Раньше они открывались Юре, теперь открываются мне. Мне достаются сливки про то, как они застегивают платье, про все их чулочки и подвязки
Сложно ли технически работать вдвоем?
Юра: Иногда получается, что мы друг друга перекрываем, «мешаем». Я проще отношусь к процессу. Если вижу, что Вика уже что-то фотографирует, отхожу, меняю объектив.
Вика: А я ненасытная (хохочет), всегда лезу снимать.
Юра: Мы уже договорились, что я ее за шкирку буду оттягивать в таких ситуациях.

Есть фотографы-мужчины, которые утверждают: женщина с фотокамерой — то же самое, что обезьяна с гранатой.
Юра: Так же говорят и мужчины за рулем о женщинах-водителях. Они просто рядом с Викой не ездили. Она превосходно водит машину
Вика: Во всем, что касается техники, Юра, безусловно, меня лучше. Я даже не хочу копать в этом направлении глубоко. Это его ниша, и он решает все вопросы. Главное — знать, что у него попросить. А я знаю. В остальном же не соглашусь. Фотография — это искусство. А творить, как ни странно, может и женщина.
Юра: Все-таки женский взгляд немножко отличается от мужского. Женщины более чувственно воспринимают некоторые моменты. Тем не менее мы часто замечали, что делаем один и тот же кадр, абсолютно повторяя друг друга, не сговариваясь.

Я знаю, что вы позиционируете себя как люди, которые готовятся к своим фотосессиям. Вы сами придумываете сюжеты или народ диктует?
Вика: Был один-единственный случай, когда девушка-клиентка точно знала, чего она хочет.
Юра: При встречах, если вижу, что люди не определились, прошу выслать мне чужие свадебные фотографии, которые им понравились. Тут главное понять, какой стиль людям нравится, что им близко. В последнее время, когда мы стали более известными, люди приходят и говорят: мы вам доверяем. С одной стороны, это здорово. С другой — большая ответственность, приходится заниматься психологией: выяснять, что они любят, чем дышат.

Часто экспериментируют молодожены?
Вика: Как правило, довольно редко. Это на самом деле достаточно тяжело, и, если вы не чувствуете в себе сил, лучше не рискуйте. Свадьба — ответственный момент, и к фотосъемке стоит подходить серьезно. Запланируйте достаточное количество времени и получайте удовольствие. Первые минуты практически никто не знает как себя вести — поэтому обычно мы предлагаем интересные места, приятные сюжеты. Делаем все, чтобы человек почувствовал себя комфортно и расслабился. Для нас самое важное, чтобы те, кого мы фотографируем, смогли просто выразить свои чувства друг к другу. Многие не умеют этого делать, стесняются. А мы просто хотим им показать, как они любят, как смотрят, как счастливы в этот момент.

А что насчет безумных экспериментов — можно парочку примеров?
Юра: Была съемка, которая намечалась зимой. Жених сказал, что мечтает о веселых кадрах и они готовы встать на лыжи. В день съемки мороз выдался — 20 и оказалось, что невеста ждет малыша, — идея сорвалась, мы ее заменили Макдональдсом.
Еще идеи?
Юра: Свадьба в самолете. Хотели снять историю, словно жених летит в самолете, а потом по сценарию — кадры с парашютом. Прыгать не надо было, просто тащить парашют.
Еще одна пара удачно провела свой свадебный день. Утром была съемка на природе. Невеста в коротеньком красном платье гуляла босиком. А во второй половине дня — длинное белое платье со шлейфом и выездная роспись. Красота!

Бывает такое, что люди, хоть убей, не раскрепощаются?
Юра: Такие люди не заказывают фотосессии. Как правило, люди начинают с тобой общаться, видят себя другими. Доверяют — расслабляются.
Как давно вы сами снимаете?
Юра: Я увлекаюсь фотографией с детства. Снимал на пленку, брал папин увеличитель, сам печатал.
Вика: В институте. Была цифра-мыльница. Когда купила серьезный фотоаппарат — из рук не выпускала.

А помните, как вас снимали?
Вика: Я помню. Приводили в темную комнату, ставили на стул, на тебя падает яркий свет, фотографа не видно, какой-то голос из темноты, щелк — готово, и пошел. Следующий! Бабушка потом приносит фотографии внуков с одинаковыми испуганными лицами.
Юра: У меня папа увлекался фотографией. Больше всего любил родственников снимать и праздники. Ярких впечатлений, как у Вики, не осталось. Зато сам снимал. Мне подарили маленький фотоаппаратик «Этюд», который фотографировал на широкую пленку. Любил сестричку снимать. Потом пошли компьютеры, работа
Вика:
а я в это время рисовала.
Юра: А я программы писал
и к фотографии вернулся лишь лет 7 назад. Кстати, опять благодаря сестричке — взял у нее на пару дней цифромыльницу и завис.

Расскажите о том, как фотографируете детей? Это постановка?
Юра: Это постановка, но хитрая постановка.
Вика: С детьми надо играть, чтобы они ничего не заметили. Дети себе на уме, и для начала нужно войти к ним в доверие. Если ребенку интересно, если ты ему дал тот мир, в котором он может чувствовать себя комфортно, он пойдет тебе навстречу. У нас был очень хороший опыт, мы снимали детский календарь, 16 детей — все разные, со своими характерами, всем нужно угодить. После съемок я сказала, что детей у нас не будет еще долго. А теперь сплошняком детей снимаем.

Расскажите об этой необычной съемке.
Вика: Это было очень серьезное испытание. Детей мы взяли очень маленьких, самому старшему было 4 или 5 лет — трудный возраст для съемки, потому что у них в голове еще нет осмысленности. С ребятами постарше проще. После съемок я потом задумалась: почему же так трудно было создать нужный мне сюжет и действие? И поняла: все то, что я видела в интернете, было либо ловко подмеченным моментом, либо дети просто спали.

Юра: Вика придумала такую идею: календарь состоит из сказок, иллюстрируя которые, мы пофантазируем, какими сказочные герои могли бы быть в детстве. Предварительно проводилась большая работа, подбирались сюжеты, фразы из книжек. В сказке о Золотой Рыбке ребенок должен был с интересом смотреть на рыбку, которую его отец-рыбак притащил домой. Но мальчик смотрел на карпа с ужасом. Нам надо было, чтобы он с интересом смотрел, а он его жалел. Мы пытались вызвать эмоцию заинтересованности, подкладывали конфеты поближе к рыбе, он тянулся за ними, а потом опять делал испуганные глаза. В итоге нам удалось поймать выражение лица — заинтересованно и немного с жалостью — именно оно вошло в календарь, потому что оно было искренним.


Еще один мальчик должен был попасть в сказку про Конька-Горбунка. Очень хотелось получить кадр смеющегося малыша с саблей на коне. Мы привезли детскую лошадку, которую сразу же полюбили все дети, но только не нужный нам мальчик. Оказалось, дома у него была такая же лошадка — накатался. Пришлось идти на хитрость — кормить маму, папу и лошадку заодно. И тут уж мы не подкачали.
А когда понадобилось, чтоб Красная Шапочка надела на голову себе красный горшок, мы сами надели себе на голову кто таз, кто кастрюлю, кто ведро — и девочка повторила за нами.
Вика: А была еще одна фантастическая особа, мама которой спросила, оставаться, мол, с вами или нет. И когда мы сказали, что нет, она ушла с фразой «Только смотри, веди себя прилично».
«Нам не надо прилично!» — только и успел крикнуть вслед Юра.

Потом же мы поняли, что скрывалось под этой фразой. Девочка снималась для сказки «Принцесса на горошине». Мы посадили ее в сундук с шариками — такими, как в парках в детских надувных бассейнах. Она должна была лежать в них в красивом платье в горох. Но оказалось, спокойно девочка лежать не может. Начала бросаться шариками. Это был фурор — она закидала троих взрослых со скоростью пулемета. Но потом все же свалилась уставшая, и тогда мы получили желаемый кадр.
Кроме календаря, у вас же бывают частные заказы?
Вика: Да, очень разные. Например, съемки для первого портфолио. Десятилетней девочке мы предложили роль эльфа. Снимали в Лошицком парке. Весна. Все цвело. Это было восхитительно. Мы сделали из шифона качели-гамак, она в нем каталась.

Недавно снимали одну девочку (фотосессия — подарок на 10-летний юбилей). Придумали тему «Прощание с детством». Соорудили сцену и занавес в парке, украсили все цветными флажками, цветами в ведрах и лейке, ромашками и даже принесли кролика
Девочка играла с удовольствием. Получилась немного ностальгическая съемка с мягким и сентиментальным настроением.

Вика и Юра: Мы хотели бы сказать спасибо всем, кто нам помогает в работе. Нашим любимым клиентам, которые любят друг друга, и от этого наши кадры получаются такими красивыми; спасибо мамам и папам, которые развивают таланты своих детей; спасибо нашим юным и взрослым моделям, а также стилистам и визажистам, которые помогают им быть еще более красивыми в кадре..
