Ровный и меланхоличный Минск в преддверии осеннего сплина порадует всех, кто мечтает о неспешных посиделках в окружении уникальных и красивых вещиц. Карта Минска, до сих пор полнившаяся неоправданно дорогими бутиками, невнятными торговыми центрами и ресторанами с музыкой для гегемона, теперь расцветет изысканным цветочком NewTon Fashion*Art*Buffet.
Судя по скупым описаниям, появившимся в байнете, цветочек этот сродни мифологической папараць-кветке: несмотря на то, что с 5 августа NewTon распахнул свои двери в тестовом режиме (официальное открытие состоится 13 августа 2011 года), до сих пор очень сложно поверить в возможность существования такой сказки в столице самого западного из восточнославянских государств.
Кирпичный дом по Октябрьской, 16 — нетипичен для Минска. Слишком характерен на фоне своих серых Stalin-style и индустриальных соседей. Слишком напоминает неспешное дореволюционное время. Самое правильное место для того, чтобы прививать хороший вкус, манеры, приучать к хорошему кофе и кинематографу и, конечно, к настоящему, нерастиражированному стилю.
Ибо место это — три в одном. Но, несмотря на такую fast-coffee характеристику, здешняя кофейня не оскорбит тонкий вкус кофемана эрзацем из пакетика, меломан обрадуется негромкому лаунжу, поклонники авторского кино неторопливо пересмотрят Ким Ки Дука, а фэшн-адепты отныне изберут местом паломничества именно NewTon.
Портал стиля и красоты DiVA.BY в преддверии официального открытия отправился в гости к радушным хозяевам — и по совместительству авторам идеи — Виктории и Павлу. Нас встретили: Виктория — стильная и невероятно тонкая девушка; чашка кофейно-фруктового коктейля и увлекательный рассказ о яблоках, совпадениях и людях-перфекционистах.
NewTon можно было бы назвать правопреемником минских магазинов So French и Lillies, которые в определенных кругах заслужили статус любимых и культовых. Можно сказать, что теперь они вернулись к нам в новой, улучшенной ипостаси. А можно избежать таких сопоставлений, ведь за время всего разговора термин, который смог бы наиболее точно охарактеризовать NewTon, так и не появился в коллективном сознательном, предпочитая неуловимо витать вокруг собеседников и дразнить своей многогранностью.
NewTon задумывался единой культурной вселенной, в которой бы обитало как можно больше планет: мода, музыка, кинематограф, изобразительное искусство, перфоманс, искусство общения и
искусство любить жизнь. Такая концепция.
Визуально и конструктивно NewTon тоже стал объединенным пространством, что органично сплелось с красивой идеей единства и гармонии всего прекрасного: здесь столики из беленого дерева ассоциируются с чистотой и свежестью; благородная фактура старого кирпича вызывает приятную, чуть меланхоличную ностальгию; а дизайнерская одежда — здесь же, по соседству, не запертая в шкафы и не огражденная строгими перегородками — что это, как не внутренняя свобода и креатив?
Находясь среди всего этого, появляется ощущение — нет, не пошлой и уже растиражированной dolce vita vulgaris. Можно бесконечно пытаться решить, что перевешивает здесь — элитарность или доступность? Уют или арт-хаус? Чаши весов не сдвинутся ни на миллиметр или будут бесконечно раскачиваться, не уступая друг другу. Здесь всего в меру, но в NewTon, кажется, никогда не будет случайных людей. Такие места зовут и выбирают гостей под стать себе.
Секрет названия этого места (салона? галереи? арт-фэшн-кофейни?) прост — стоит только внимательно оглядеться. А со слов Виктории все оформляется в красивую картинку-мозаику: «С детства моим любимым символом было яблоко — и как создание природы со своей формой и цветом, и как фрукт с определенными вкусовыми качествами (самое любимое — антоновка!). Вообще, в жизни все складывается так, что одно цепляется за другое, все взаимосвязано. Мой любимый цвет — зеленый. Следующее звено цепи — случайно ли, не случайно ли так сложилось, но я никогда не думала, что полюблю Нью-Йорк, а ведь его называют «городом большого зеленого яблока». Для меня это безумно понятный город, город жизненной энергии, которая окружает тебя. Так почему же все-таки NewTon? Раньше я уже работала с белорусскими дизайнерами, и была такая идея сделать что-то в правильном месте, с правильной энергетикой. Мировой финансовый кризис внес тогда свои изменения, но все изменения выводят нас на новый уровень. Хотелось чего-то такого, что будешь беззаветно любить». И однажды во время прогулки все мысли оформились, сошлись, как идеально подогнанные части паззла: «Меня осенило. Как Ньютона, когда она открыл закон всемирного тяготения! Образ сложился. И пришло название».

Пока мы беседуем, я смотрю в окно. Открывается совсем не минский вид: почти европейская улочка. А не европейская — так ушедшая в историю старосветская белорусская. Тихое очарование провинции — никакой суеты. И это тоже не случайно. Виктория будто угадывает мои мысли и, предвосхищая вопрос, говорит: «Несмотря на то, что я люблю Нью-Йорк, я восхищаюсь старой Европой, ее архитектурой, узкими улицами».

«Да, есть коммерческая составляющая, безусловно. Но должна быть и другая — человеческая. Я дружу с молодыми дизайнерами Беларуси, и мне приятно наблюдать за тем, как у них появляется вера в себя, когда их вещи начинают покупать и носить. У некоторых проявляются даже качественные изменения в жизни: к примеру, раньше в коллекции у кого-то была мрачная готика, а затем появилась яркость, жизнерадостность. Нет, я ничего не имею против готики, но это показатель того, как у человека что-то меняется внутри. И я этому очень рада».
«Мы представляем коллекции, которые можно носить. Авангард — это здорово. Он должен быть, чтобы повернуть мышление человека в другую сторону. Но мы хотим, чтобы тот, кто купит какую-то вещь, почувствовал себя комфортно, — объясняет Виктория, а затем переходит к иным компонентам NewTon. — Когда ко мне пришло то озарение, я поняла, что это должна быть не только мода, но и арт. Потому что хотелось, чтобы место было еще и интересным, чтобы человек приходил сюда не просто как в магазин — поэтому мы сделали здесь и арт-галерею. Таким образом мы охватываем не только фэшн-сферу, но и наших фотографов и художников».
Осматриваю стены. Одновременно — две выставки. Можно посмотреть, а можно прикинуть, как это будет смотреться дома — и купить. Рассматривать, конечно, лучше всего, отдыхая за столиком. Вспоминаю прославленное парижское кафе «Тамбурин» и невольно провожу аналогии. Помимо изобразительного искусства, здесь можно наслаждаться джазом и блюзом, кинопоказами (ближайший месяц любителей непростых синема-метафор ожидают Ким Ки Дук и Кира Муратова). Каждый кинематографический год в NewTon разделен на 12 своеобразных «сезонов» — times. Текущий — в честь открытия — назван NewTon Time и проходит под лозунгом «Любишь меня — люби и мою собаку». Потому что здесь — все о любви. О любви к мечтам, человеку и искусству в его свободном выражении.
В отличие от легендарного хмельного «Тамбурина» здесь ведут здоровый образ жизни. Кофейная карта, чайная карта, запрет на курение (для этого — пара столиков на летней площадке). «Павел и я — кофеманы. Это первая причина. Вторая — конечно, экономическая: если мы хотим, чтобы люди проводили здесь время, им должно быть хорошо. Нужно делать так, как сделал бы для себя. Кофе побуждает находиться в NewTon дольше, соответственно, вырастает вероятность того, что кто-то созреет на покупку какой-то вещи от белорусского дизайнера или картину».
Владельцы этого волшебного домика являются членами Европейской Ассоциации кофе. Что, конечно, стимулирует соответствовать столь высокой и почетной планке. В кофейном меню есть фирменные напитки, которые готовят только здесь. Даже эспрессо в NewTon не такой, как везде: его варят на основе двух смесей разных сортов — по выбору. А вот компоненты этих смесей — под грифом «Совершенно секретно». Они были разработаны специально для чудо-буфета. Все, абсолютно все продумано до мелочей: даже кофе поставляется мелкими партиями, чтобы зерна всегда были свежеобжаренными и ароматными. Перфекционизм в высшем проявлении!
«Перфекционистка здесь не только я, но и вся наша команда, — улыбается Виктория. - Все, что мы делаем здесь, мы делаем для себя. И мы хотим, чтобы люди любили это место, отдыхали, и их ничто не напрягало».
Для тех, у кого зависимость иного, самого современного толка, — бесплатный wi-fi (шустрый — проверила) и везде, ну просто везде — розетки для подзарядки. К осени ребята обещают все же ввести в меню кое-что с алкоголем, но на основе кофе (еще бы!) — что это будет, пока секрет.
Перфекционизм и креатив команды NewTon, похоже, дружно шагают нога в ногу: с удивлением я увидела вместо привычных трех нулей, которыми славны белорусские банкноты, забавный символ, который придумала бариста Валентина и метко окрестила его «белро» (такие же — и на ценниках на одежде).
Из крошечных кусочков перламутра у римлян получались невероятной красоты мозаики; из мелких деталей, будь то электрические розетки, яблоки на окне или смешные значки «белро», складывается характер этого кирпичного дома на тихой улице центрального Минска. Безусловно, это явление в культурной жизни города. Явление не шумное и разудалое, а далекое от снобизма и громкой кичливости и полное того вкуса жизни, которым, увы, Минск был долгое время обделен. Мне очень хочется, чтобы это место было только моим, честно! Но я не могу не поделиться им с Дивами, потому что знаю — этот терракотовый дом станет одним из любимых мест Минска. Будем считать, что это мой вам подарок.
Всегда искренне ваша,