www.diva.by www.diva.by / фокус фокус / стиль жизни стиль жизни

Современный гламур

01 февраля 2009

(Глава из книги «Fashion-бизнес. Теория. Практика. Феномен», Никола Уайт)
 
Понятие «гламур» постоянно используется в связи с модой, шоу-бизнесом и индустрией развлечений, красотой и индустрией красоты, а также социальными группами, которые ими обусловлены или просто взаимодействуют с ними. Практически в любом номере Marie Claire, Vogue или Hello! вы найдете слово «гламурный», которое используется для подчеркивания притягательности события, места, товара или человека. Даже серьезные газеты не брезгуют пользоваться экспрессивностью этого слова в статьях, посвященных досугу, моде и развлечениям. Во всех таких публикациях гламур преподносится преимущественно (хотя и не исключительно) как нечто, неразрывно связанное с представлением публике новых модных тенденций.

Недели моды в Лондоне, Париже, Милане и Нью-Йорке дают богатейший материал для освещения показов коллекций ведущих дизайнеров, основное предназначение которых и заключается в привлечении внимания прессы и других СМИ. Эта концентрация дизайнерских брендов, изумительных нарядов, всемирно известных моделей на подиуме и знаменитостей в зрительном зале вкупе с пристальным вниманием прессы и праздничной обстановкой щедрого радушия олицетворяет собой соблазнительный коктейль из всего столь востребованного в современной коммерческой культуре. И тот факт, что во время подобных событий предпочтение часто отдается презентации новой коллекции от Versace, лишний раз свидетельствует о мастерстве, достигнутом Домом моды в искусстве очарования.

Притягательность гламура эксплуатируется не только дорогими изданиями, но и подростковыми журналами вроде «17» и «19», и корпоративными журналами таких магазинов, как Debenhams и Fenwicks. В изданиях подобного рода редко встретишь топ-моделей и дизайнерскую одежду. Основной акцент делается на объяснении простым людям со средним заработком и девочкам-подросткам, ограниченным в средствах, каким образом они могут придать своему виду немного гламурности для того или иного торжественного случая или выходного вечера. Например, в зимнем выпуске журнала Debenhams за 1997 год на обложке красовалась известная модель Каприс: в этом номере были представлены фотографии, на которых она демонстрировала три праздничных наряда из предметов одежды, выставленных на продажу в магазинах Debenhams. Роль Каприс в этом контексте предельно ясна. В данном случае она не была ни надменной моделью на подиуме, ни соседской «девушкой с третьей страницы». Она выступала в роли женщины, чья изысканная калифорнийская красота олицетворяет стремление человека к лучшему.

Несмотря на то что Каприс молода и внешне слишком безукоризненна, чтобы казаться «настоящей», она обладает достаточной индивидуальностью и искушенностью (девушка впервые привлекла внимание британской публики в 1996 году, выступив в роли подруги светской львицы Тары Палмер-Томкинсон в документальном фильме канала ITV «Жутко богатые: It-girls», чтобы заслужить достаточное доверие публики и давать собственные советы по поводу моды и красоты). За нею закрепился образ ухоженной, холеной женщины, которая тратит уйму денег на свою внешность; женщины, чей безупречный внешний вид достигается благодаря тщательнейшему выбору одежды, косметики и косметологических средств.

Каприс Бурре Будучи американкой, Каприс находится вне британской классовой системы. Ее калифорнийские корни дали ей то, что Джейсон Коули называет «некой экзотической привлекательностью, гламурным отличием». Однако гламурность модели — заслуга не только ее красоты, но работы репортеров, чьи фотовспышки создают историю ее жизни. Благодаря умелому руководству PR-эксперта Гислана Паскаля, начиная с появления Каприс в документальном фильме в 1996 году, ей всегда удавалось оставаться на виду. Ее фотография красовалась на обложках журналов, когда она появилась на церемонии вручения Национальных телевизионных наград (National Television Awards) в 1997 году в прозрачном кружевном платье черного цвета от Versace. Календарь с ее изображением пользовался бешеным успехом. Она рекламировала пиццу, калифорнийский чернослив, бюстгальтеры Wonderbra, средства по уходу за волосами и даже кубок мира по крикету. Она сделала собственную передачу о путешествиях и снялась для мужских журналов GQ и Playboy. Кроме того, ее любовные отношения, включая намек на связь с принцем Эндрю в 2000 году, были тщательно спланированы и широко освещались в прессе.

Известная американка привлекательна, поскольку она — выдуманная личность. В действительности она не светская львица, а ярко упакованное воплощение индивидуальных грез и устремлений. Являясь продуктом, она может существовать только в мире массмедиа, где те ценности, которые олицетворяет Каприс, вызывают уважение и хорошо окупаются. Ее внешний образ и поверхностность сохраняют за ней определенные качества, позволяющие другим отождествлять себя с ней. Она преподносит себя как улучшенную версию обыкновенной женщины и в то же самое время через рекламу и популярные колонки советов и рекомендаций обещает помочь женщинам научиться совершенствовать себя.

Даже такое краткое рассмотрение примера Каприс позволяет нам определить составляющие элементы того, что сегодня понимается под гламуром: притягательная сила моды; безупречная, почти нереальная красота; физическая и сексуальная привлекательность; таинственное происхождение; намек на экзотику; нарочитая броскость. Иначе говоря, гламур — это качество, опирающееся на реальность, но в большей степени — созданное искусственно, существующее в особой области, которую можно назвать действительностью второго порядка, порождаемой и поддерживаемой средствами массовой информации. Поскольку истинное предназначение данного качества — восхищать массовую аудиторию, оно не отличается утонченностью и слишком часто балансирует на грани дурного вкуса.

Проиллюстрировать сказанное можно на примере статьи из журнала Take a Break, опубликованной в июне 1995 года. Две женщины отдали большие деньги за то, чтобы им придали голливудский имидж и затем сфотографировали. В данной статье они выражали свое возмущение, поскольку в результате они не то что не добились той изысканности во внешности, о которой мечтали, но и вообще стали похожи на «пару шлюх». Проигнорировав сексуальные и показные элементы, всегда присутствующие в гламуре, они надеялись добиться изысканного, уверенного облика, который так часто можно увидеть в качественных глянцевых женских журналах.

Чтобы точнее разобраться во всех имеющихся тонкостях, давайте обратимся к словарным определениям слова «гламур» (англ. glamour). Несмотря на неясность значения данного понятия, его этимология довольно ясна. В словаре Фаулера (The New Fowler’s Modern English Usage, 1996) говорится, что изначально это слово появилось в шотландском диалекте. Впоследствии оно видоизменилось в слово grammar, сохранившее значение древнего gramarye («оккультное учение, магия, некромантия» ). По версии Оксфордского английского словаря (Oxford English Dictionary, 1989), у слова «гламур» действительно шотландские корни и оно действительно произошло от grammar, но последнее скорее означает «магия, колдовствои заклинания», а не «некромантия и оккультные науки». Согласно словарю Фаулера, слово «гламур» вошло в привычное употребление в 1830 х годах и означало тогда «обманчивое или соблазнительное очарование».

Вебстерский словарь, издание третье (Websters Third New International Dictionary, 1961), предлагает такое определение: «…неуловимая, таинственно волнующая и зачастую иллюзорная привлекательность, которая будоражит воображение и пробуждает в человеке стремление к необычному, неожиданному, яркому и экзотическому». А среди второстепенных значений можно найти следующие: «удивительно притягательная атмосфера романтического очарования; колдовской, неосязаемый, неотразимый шарм; […] личное обаяние и манера держать себя в сочетании с необыкновенной физической и сексуальной привлекательностью».

Сегодня этот мир иллюзий, тайн, обольщения и очарования существует практически исключительно в средствах массовой информации, но, как видно из упомянутых нами журналов, он имеет много точек соприкосновения с повседневной действительностью. Потребительские товары обещают женщинам мгновенное превращение и свободный доступ в царство желаний. В частности, в декабре женские журналы предлагают своим читательницам различные решения, чтобы помочь им подготовиться к сезону рождественских праздников, щедро демонстрируя на нескольких разворотах фотографии красных платьев, черных вечерних туалетов и волшебных косметических средств. Иногда предлагаемое решение оказывается удивительно простым. В журнале «19» за сентябрь 1994 года, например, представление о гламурном облике ограничилось ярко-красной помадой, коктейльным платьем и высокими каблуками.

Откуда взялись эти идеи? Когда и как гламур стал обычным явлением, можно даже сказать, повседневностью в современной культуре? Почему он воспринимается как нечто, связанное исключительно с миром женщины? Квентин Белл и Дэниэл Рош придерживаются одного мнения: истоки гламура нужно искать в «старом режиме». В феодальной Европе законы, регулирующие потребление предметов роскоши, оставляли право использования в одежде определенных цветов и дорогих тканей только за аристократами и придворными. В результате элегантность, роскошь и соблазнительный внешний вид были характерными чертами исключительно высших слоев общества.

Другие исследователи, включая Джона Харви, указывают на то, что во время буржуазной революции мужчины всех классов отказались от цвета и пышных украшений в одежде. Традиционным мужскимцветом в XIX веке стал черный, а декоративность, роскошь и обольщение перешли в разряд исключительной прерогативы женщины.

Согласно другой теории, гламур в современном его понимании как системы обольщения, используемой в интересах индустрии культуры, впервые появился в Голливуде. В 1930 х годах крупные киностудии, объединив все свое господство в киноиндустрии, создали систему звезд. Они одевали, причесывали и красили десятки молодых актеров и актрис, втискивая их в жесткие рамки сверкающих идеальных типажей, чьи состояние, красота, привычка швырять деньги на ветер и захватывающий образ жизни должны были ослеплять своим великолепием публику, пришедшую в кино.

В 1939 году в своей работе об американских кинозвездах Маргарет Торп дала такое определение гламура: «…сексапильность плюс роскошь плюс элегантность плюс романтические отношения». «Сегодня изучать гламур надо на страницах так называемых «журналов для фанатов, — писала она. — Эти журналы подобны высокоэффективным возбуждающим средствам. Все в превосходной степени, все шокирует и захватывает воображение… Ничто не стоит на месте, не находится в покое, особенно то, что касается формы подачи материала… Естественно, печатаются бесконечные фотографии одежды, как правило, на фоне мраморных фонтанов, частных бассейнов или лимузинов… Все аспекты жизни, от самых тривиальных до существенно важных, должны купаться в ярком блеске журналистского внимания». Ни тот, ни другой подход, на наш взгляд, нельзя принять за начальную точку для анализа понятия «гламур», хотя обе они, тем не менее, вследствие общего для них акцента образности и зрелищности являются важными компонентами любого исследования данного феномена. В частности, для осмысления специфики гламура в современной коммерческой культуре необходимо обратить внимание на Голливуд, где было налажено крупнейшее в XX веке «серийное» производство гламурных образов. Но прежде чем перейти к этому, позвольте предложить наше собственное определение феномена гламура.

Можно утверждать, что гламур — это притягательный, срежессированный и сконструированный образ реальности, который побуждает к потреблению. Иными словами, он прежде всего визуален, состоит из ретушированной и улучшенной версии реального человека или ситуации и появляется благодаря пристальному вниманию вожделеющей аудитории. Носителями гламура могут быть как вещи, так и люди (обычно материализующиеся в процессе их намеренного производства), которые соблазняют. И соблазняют они, вызывая ассоциации с такими качествами, как красота, сексуальность, театральность, богатство, динамизм, дурная слава, праздное времяпрепровождение. Чем больше количество возникающих по ассоциативности качеств из вышеперечисленных, тем лучше. К этому списку можно добавить еще и женственность, поскольку выставление напоказ и потребление тесно связаны с женским началом, по крайней мере, начиная с XIX века. Более того, женственность часто считают своего рода маскарадом, созданием образа, который соответствует ожиданиям культуры. По меткому замечанию Бейсингер, «основной характеристикой женщины является ее степень приверженности моде и гламуру, а не ее работа».
 
© Nicola White and Ian Griffiths 2000. All rights reserved
 



Задать вопрос или высказать пожелание

Оцените, пожалуйста, этот материал, выбрав желаемое количество звезд

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!

Статьи раздела

22 мая 2019 • Стиль жизни Как выбрать картридж для принтера? Без принтера сегодня не обойтись не только в офисах компаний, но и простым пользователям. Рано или поздно, любой человек, пользующийся принтером сталкивается с необходимостью заменить картридж. По сути, картридж — кассета с разными цветами, которая дает возможность печатать текстовые документы и изображения в черно-белом или цветном варианте. Если случилась ...
24 апреля 2019 • Стиль жизни Топ-10 лучших смартфонов Samsung по категориям Смартфоны samsung давно завоевали любовь тех, кто ценит практичность и качество. У бренда множество поклонников по всему миру и огромный выбор гаджетов. Если вы не можете определиться с выбором, мы собрали 10 лучших моделей Samsung.
05 апреля 2019 • Стиль жизни Как сэкономить на iherb? 4 действенных способа iherb — настоящая находка для любителей натуральной косметики, продуктов питания и витаминов. На сайте можно найти множество интересных товаров, которые не отыщешь в наших супермаркетах. Но как же быть, если на сайте столько всего хочется заказать, но кошелек требует экономии? Мы подобрали 4 способа, как сэкономить на iherb так, чтобы потом не жалеть о чрезмерных тратах.
11 марта 2019 • Стиль жизни Как выбрать подарочную упаковку? Подарочная упаковка не только защищает подарок, но и создает ощущение тайны. Ведь, если подарок не упакован, сделать его сюрпризом будет довольно сложно. А чтобы сюрприз был еще более запоминающимся, нужно как следует продумать подарочную упаковку. В зависимости от того, кому вы дарите подарок, и лежит выбор упаковки. Мы рассмотрели несколько ситуаций и подобрали полезные советы для вас.
25 февраля 2019 • Стиль жизни Чем заняться в Петербурге на майских праздниках? В Санкт-Петербурге интересных мест и занятий столько, что одних выходных точно не хватит, чтобы посмотреть всё. Но если вы решили выбраться на майские праздники в Петербург, то вы точно не пожалеете. Мы подобрали для вас 10 занятий на майские праздники в Петербурге, от которых вы точно будете в восторге.
18 февраля 2019 • Стиль жизни Страхование автомобиля и виды страховок Каждый человек, у которого есть автомобиль, знает о том, насколько активным и опасным бывает движение на дороге. Независимо от опытности и аккуратности вождения, есть риск попасть в ДТП. Автомобильная страховка помогает решить вопросы, связанные с неприятными ситуациями на дороге. Она даст возможность возместить материальные потери при повреждении авто, в случае угона или собственной невнимательности на дороге.
28 декабря 2018 • Стиль жизни 7 преимуществ автоломбарда, о которых вы могли не знать А вы знали, что ваш дорогой сердцу автомобиль может еще и выручить вас финансово? Автоломбард — своего рода кредит, когда вы получаете деньги под залог автомобиля. Объявлений автоломбарда становится всё больше и больше и это не просто так. Мы нашли 7 преимуществ автоломбарда, о которых не все знают.
21 декабря 2018 • Стиль жизни Как изменились цены на новостройки в Беларуси – итоги осени Новые квартиры в Минске стали дороже – такие данные предоставил по итогам осени поисковый каталог Flatfy. Сколько стоит жилье в столице и как изменились цены в пригороде – сравниваем.
Реклама на DIVA.BY
Тел.: +375 (29) 675-86-56, Skype: divaby0608