www.diva.by www.diva.by / фокус фокус / кино кино / киносекреты киносекреты

Кинодивы по другую сторону камеры: успешные женщины-режиссеры. Часть 2

11 августа 2014

В первой части статьи мы говорили о женщинах, добившихся признания на режиссерском поприще по ту сторону океана. Советская киношкола всегда была известна тем, что рождала не просто профессионалов, но гениев кинематографа. Имена многих советских режиссеров входят в учебники по истории кино во всем мире. Есть среди представителей этой непростой профессии и женские имена, причем многие любимые отечественные фильмы появились именно благодаря их чутью и профессионализму.

Татьяна Лиознова. В кино как в жизни

Послевоенный советский кинематограф был суров и серьёзен, и у Татьяны Лиозновой характер был именно такой — серьёзный и пробивной. Режиссер потеряла на войне отца, поступила во ВГИК, и с этого момента ей неоднократно пришлось доказывать, что она обладает и талантом, и выдержкой для такой непростой профессии. Лучшим доказательством этому впоследствии стали и телешедевр «Семнадцать мгновений весны», и пронзительные кинокартины «Три тополя на Плющихе» и «Карнавал».

Татьяна Лиознова была обладательницей настоящего железного характераРежиссер Татьяна Лиознова за работой

Татьяна Лиознова всегда крайне бережно обращалась с материалом, с огромным вниманием подходила к деталям и к работе с актерами. И когда она, по её словам, перестала чувствовать, чем живет зритель, то приняла ещё одно суровое решение, на которое способен решиться далеко не каждый творческий человек — она ушла из кино.

Что посмотреть

«Семнадцать мгновений весны» — если по какой-то причине не смотрели раньше. Сегодня зарубежные телесериалы переживают свои лучшие времена. В СССР эти времена были 40 лет назад.

«Карнавал» — чудесное и очень правдивое музыкальное кино о провинциальной рыжей девчонке Нине Соломатиной, которая мечтала о покорении того, что теперь называется шоу-бизнесом. Татьяна Лиознова признавалась, что в этом фильме много автобиографического.

Кадры из фильмов Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», «Карнавал» и «Три тополя на Плющихе»

Светлана Дружинина. Сама себе режиссер, сценарист и продюсер

За Светланой Дружининой закрепилось звание королевы дворцовых переворотов — ведь действие почти всех самых известных её фильмов происходит эпоху заговоров и нескончаемой борьбы за власть. На пути к режиссерскому креслу Светлана Дружинина прошла «закалку» в цирковом и хореографическом училищах, где несмотря на «красивость» профессии нет места ленивым и слабохарактерным. Этот жесткий опыт пригодился ей, когда с распадом СССР пришлось выживать и выкручиваться, в том числе и в кино.

Светлана Дружинина в молодостиСветлана Дружинина на съемках

Костюмированные исторические постановки «Гардемарины» и цикл «Тайны дворцовых переворотов» стали визитной карточкой Светланы Дружининой. В прошедшей эпохе режиссер видела и закрученные детективные сюжеты, и впечатляющие мелодрамы.

Что посмотреть

«Гардемарины, вперед!» — первая часть истории о трех друзьях — курсантах навигацкой школы в Москве. Те же любимые «Три мушкетера», только в имперской России.

Цикл «Тайны дворцовых переворотов» не раз подвергался критике за пафос и помпезность, а также за пренебрежение исторической точностью, но как красочная иллюстрация к эпохе вполне смотрибелен.

Кадры из фильмов Светланы Дружининой «Гардемарины, вперед!», «Принцесса цирка» и цикла «Тайны дворцовых переворотов»

Алла Сурикова. Главный лирик русского кино

Алла Сурикова пришла в кинематограф из филологии, и потому, наверное, близким оказался для неё жанр лирической комедии, столь любимый советским, а затем и российским зрителем. Алла Сурикова поработала едва ли не со всеми сильнейшими актёрами советской киношколы (Андреем Мироновым, Арменом Джигарханяном, Леонидом Куравлевым, Галиной Польских, Татьяной Догилевой), поэтому её фильмы запоминаются ярчайшими образами и нестандартными конфликтами.

Алла Сурикова на съемкахАлла Сурикова — мастер лирической комедии

К сожалению, Алла Сурикова не сумела распознать момент, когда стоило бы остановиться. В 1990-х она сняла ещё несколько милых комедий, а с приходом нового века чутьё подвело режиссера, и на свет появилось чудовищное продолжение «Человека с бульвара Капуцинов», одного из самых любимых и узнаваемых фильмов Суриковой.

Что посмотреть

«Ищите женщину» — элегантный детектив с энергичной женщиной-сыщиком и диалогами, которые хочется растащить на цитаты.

«Дети понедельника» — пример нового русского, возможно даже отчасти «новорусского» кино (ещё помните малиновые пиджаки?), где актеры что первого, что второго плана выдают столько искренности, что живешь каждой минутой фильма.

Кадры из фильмов Аллы Суриковой «Ищите женщину», «Человек с бульвара Капуцинов» и «Дети понедельника»

Кира Муратова. Кино как наркотик

Несмотря на россыпь отечественных и зарубежных наград в творческой биографии Киры Муратовой, она остается режиссером с достаточно узкой, но постоянной аудиторией. Если попасть с Муратовой в одну тональность, то каждый из её зачастую пессимистичных фильмов станет ещё одной утешающей пилюлей от жизненного сумрака. Сама режиссер признается, что воспринимает искусство как наркотик, затуманивающий сознание и наделяющий несовершенства мироздания особой ролью во вселенной.

Кира Муратова с Владимиром Высоцким в фильме «Короткие встречи»Кира Муратова считает что режиссер должен выражать свою позицию не раговорами о кино, а работами

Муратова любит черно-белую манеру съёмки и неоднозначные человеческие характеры, зато не любит разъяснять свои фильмы и давать интервью, веря в то, что режиссер должен выражать свою позицию не словами, а работами.

Что посмотреть

«Короткие встречи» — драматическая картина, с которой, как принято считать, началась настоящая Муратова, с Ниной Руслановой и Владимиром Высоцким в главных ролях. Сама режиссер здесь исполнила одну из своих немногочисленных ролей.

«Настройщик» — ироническая история, ставшая третьей совместной работой Муратовой с удивительной Ренатой Литвиновой. В этом фильме Кира Муратова впервые решилась показать поцелуй, поскольку ей никогда не нравилось, как это выглядело на экране у других режиссеров.

Кадры из фильмов Киры Муратовой

Авдотья Смирнова. Филологическая панк-дева

Фильмы Авдотьи Смирновой смотрятся взахлеб, потому что режиссер предпочитает не ходить за сюжетами и героями в имажинативные дебри, а берет их прямо из жизни, благо жизненного опыта самой «злословной» телеведущей, сценаристу и режиссеру не занимать. Авдотья Смирнова родилась в почтенной семье московских интеллигентов, бурную панкующую юность провела в среде московской и питерской богемы, а работая журналистом, регулярно сталкивалась со всеми мыслимыми человеческими типажами.

Юная Дуня СмирноваЖурналист, телеведущая, сценарист и режиссер Авдотья Смирнова

Огромным достоинством картин Авдотьи Смирновой являются простые, но и колкие диалоги и искренние обыденные сцены.

Что посмотреть

«2 дня» — душевный фильм о конфликте интеллигенции с бездуховным миром бизнеса. А ещё о внезапной любви и перерождении. И о русской душе. О многом.

«Отцы и дети» — мини-сериал по роману Тургенева. Экранизации все набирают обороты в зарубежном кино. И если уж 8 фильмов о Гарри Поттере отсмотрено, неужели не хочется увидеть экранное воплощение Базарова?

Кадры из фильмов Авдотьи Смирновой «2 дня», «Кококо» и «Отцы и дети»



Оцените, пожалуйста, этот материал, выбрав желаемое количество звезд

Оценка читателей Diva.by: 4.4 из 5 (14 оценок)
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ: кино, женщина-режиссер, Татьяна Лиознова, Авдотья Смирнова, Алла Сурикова, Светлана Дружинина, Кира Муратова, Лана Вачовски

Статьи раздела

17 ноября 2014 • Киносекреты Что такое кинотерапия: кино как лекарство для души Кино - самый сильный вид искусства: оно способно заставить нас плакать и смеяться, сопереживать героям и ненавидеть их. И даже может помочь решить собственные проблемы. Кинотерапия - подвид арт-терапии, а также способ помочь самому себе в трудную минуту...
05 августа 2014 • Киносекреты Кинодивы по другую сторону камеры: успешные женщины-режиссеры. Часть 1 В 2010 году Кэтрин Бигелоу получила «Оскар» как лучший режиссер, став первой женщиной, удостоившейся награды в этой номинации. Мы выбрали 10 наиболее успешных женщин-режиссеров со своим исключительным почерком и собственной точкой зрения на кино...
Реклама на DIVA.BY
Тел.: +375 (29) 644-89-77