www.diva.by www.diva.by / проекты проекты / viva, italia! viva, italia! / культура культура

Итальянское кино. Вчера! Сегодня... Завтра?

13 сентября 2009

Итальянский кинематограф, как, впрочем, и все итальянское, не мог появиться и стать просто качественным звеном в истории этого вида искусства.

С первых лет полноценного существования это была индустрия с невиданными по тем временам бюджетам и шокирующими рекламными кампаниями. Но обо всем по порядку.

Несмотря на то, что первые итальянские фильмы были сняты еще в 1885 году («Прибытие поезда на Миланский вокзал» и «Умберто и Маргарита Савойские на прогулке в парке») годом рождения итальянского кино считается 1904 год.

Именно в это время в Турине была создана первая киностудия. Здесь снимали кинохронику и документальные фильмы. Практически следом появляются кинокомпании, которые выпускали художественные картины на исторические и литературные сюжеты, мелодрамы и комедии.

О чем снимали первые итальянские кинорежиссеры? Правильно, об античности. Благо, история Римской империи изобилует количеством историй и преданий, которых хватит на десятки сценариев даже в наши дни, когда, казалось бы, сняли уже все и про всех.

Конечно, сегодня бюджеты итальянской киноиндустрии начала XX века кажутся нелепыми. Однако, вспомним, что речь идет про неспокойные десятилетия, когда мир погрузился в пучину перемен, а затем и I Мировой войны. А именно к этому времени (1912-1913 гг.) Италия заняла положение ведущей кинематографической державы.

Из фильма «Падение Трои»В то время на пути проката кинолент стояло множество преград и барьеров. К примеру, первым итальянским фильмом, пробившим кордон и попавшим в американский прокат стало «Падение Трои». 700 метров пленки! 800 артистов и статистов! Тогда эти цифры поражали воображение обывателей. Дальше — больше! Исторические сюжеты невероятно популярны. «Три мушкетера», «Фауст», «Разграбление Рима» — эти и многие другие фильмы десятками, а то и сотнями копий расходятся по всему миру, вплоть до Австралии. Успеху фильмов содействуют невероятная красота природы и исторических памятников Италии.

Следующей знаковой картиной стала экранизация романа Сенкевича «Камо грядеши?». Популярному в то время литературному произведению требовалась соответствующая постановка: грандиозная во всех смыслах. Постановкой этой картины о гонениях на древних христиан во времена императора Нерона руководил бывший художник Энрико Гуаццони.

Фильм продолжал пользоваться успехом до конца войны 1914 года. Невероятные оргии увенчанных розами римлян сменялись кадрами, на которых христиане пылали словно факелы. Петроний вскрывает себе вены, святой Петр проповедует в катакомбах, а коварный Тигеллин преследует патрицианку Лицию, принявшую христианство… Об успехе экранизации романа снова говорят цифры: в США фильм продали за баснословные 150 000$, Германии за 200 000 марок, а Великобритании — за 80 000 фунтов стерлингов. Парижский кинотеатр «Гомон-палас» демонстрировал фильм в сопровождении специально написанной Жаном Ноге музыки и хорала, исполненного 150 певцами, а в Берлине студия «Чинес» открыла свой пятый кинотеатр специально к премьере.

После выхода этого фильма многие кинокомпании прилагали невероятные усилия с целью перебить успех ленты. «Битва» нескольких ремейков «Последних дней Помпеи», скрупулезная работа режиссера над «Марком Антонием и Клеопатрой», многоплановость действий и захватывающий сюжет «Кабирии»… Бюджеты росли, рекламные кампании становились все невероятнее (чего стоит четырехкратный облет Рима и разбрасывание с самолета листовок, извещающих о премьере нового фильма). Но век «античного» периода в итальянском кинематографе неуклонно катился к закату.

Италия вступила в Первую мировую войну, что, безусловно, повлекло за собой и кризис в киноиндустрии. Итальянские фильмы более, чем на 20 лет исчезли с мирового экрана. Большинство режиссёров снимали псевдоисторические боевики, комедии, салонные мелодрамы из жизни высшего света.

«Плач христовых невест» Поцци-Беллини, «Одержимость» Висконти, «Дети смотрят на нас» де Сика — эти фильмы предрекли приход того, что исследователи назвали «неореализмом». Как это часто бывает в искусстве, новое течение породили исторические события: Сопротивление, единение на почве ненависти к фашизму подпитывали желание самых разных кинематографистов (в первую очередь молодых) правдиво рассказать о «настоящей Италии».

Первые фильмы рассказывали о проблемах безработицы, нищеты, социальной несправедливости и послевоенной разрухе. Как правило, бытовые и даже трагические мотивы получили в новом кино оптимистичное, жизнеутверждающее звучание. Это «Земля дрожит» Висконти, «Похитители велосипедов» и сатирическая сказка «Чудо в Милане» де Сики, «Нет мира под оливами» де Сантиса.

Впервые зрители видели на экранах себя, свои страшные проблемы. Рекламные итальянские пейзажи уступили место трущобам бедняцких кварталов. Режиссеры все чаще снимают на городских улицах, а самые радикальные из них даже заменяют профессиональных актеров рабочими и крестьянами, а сценарии — фактами из газетной хроники. В это же время происходит изменение и в стиле игры на экране. Теперь ценится естественная, эмоциональная манера исполнения. Первопроходцами стали А.Маньяни (1908-1973), Э.Де Филиппо, М.Джиротти, Р.Валлоне, Дж.Мазины, С.Мангано, А.Фабрици, один из замечательных комиков — Тото.

В 50-х годах первые постулаты неореализма потерпели фиаско и кинематограф начинает новый творческий поиск. Режиссеры отошли от активной гражданской позиции и сосредоточились на анализе отношений между людьми, отчуждённости человека в современном мире. Здесь рядом с классиками Росселлини и Висконти впервые звучат имена еще пока дебютантов — Антониони и Феллини. Будущие гении мирового кино заложили основы нового направления в мировом киноискусстве. Это было кино философское, поэтическое. Оно исследует психологию современного человека, причины смятения чувств и разобщенности людей. Именно об этом говорит нам Феллини в «Дороге» и «Маменькиных сынках», «Сладкой жизни» и «Восемь с половиной», а Антониони — в «Хронике одной любви», первой цветной картине режиссера «Красной пустыне» и многих других фильмах.

В начале 60-х годов на общий экономический подъем итальянский кинематограф отвечает рекордным количеством ежегодно создающихся картин. Именно в это время в индустрию пришел П. П. Пазолини, принесший с собой и новую тему, выразительный художественный язык и почти что мятежное мироощущение.

Еще один жанр итальянского кино, ставший в последствии классическим, — сатирическая комедия нравов. «Бум», «Брак по-итальянски», «Обгон», «Развод по-итальянски» «Соблазнённая и покинутая» сняты именно в эти годы. Среди актеров неимоверным успехом пользовался дуэт Софии Лорен и Марчелло Мастроянни. На экранах блистали А.Сорди, У.Тоньяцци, В.Гасман, Н.Манфреди.

Обостренный протест молодежного движения против буржуазного общества повернул итальянский кинематограф к сочетанию документализма с метафорой, обобщением и символикой (картины Ф. Рози, Б. Бертолуччи, П. Тавиани). В 1960-х годов складываются основные жанры и направления, а в 1970-х расцветает политическое кино. Наибольшей популярностью среди режиссеров пользуется политическая комедия или памфлет. Яркими представителями направления стали картины «Хотим полковников!» (М.Моничелли), «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений», «Собственность больше не кража» (Э.Петри) и др. Висконти снимает классику антифашистского кино — ленту «Гибель богов».

Но, согласно законам развития, вслед за расцветом наступает упадок. В середины 70-х годов итальянская киноиндустрия проигрывает телевидению, кинотеатры пустуют, а на качество и формат картин все больше влияет иностранный капитал и, прежде всего, американский. И все же, Антониони, Феллини, Бертолуччи, братья Травиани снимают череду картин, вошедших в золотой фонд итальянского кинематографа («XX век», «Ночь святого Лоренцо», «Хаос»).

Многие утверждают, что все лучшее и было снято в этот период, и что конец XX века, а вместе с ним и начало XXI, ничем не отметились в итальянском кино. Для этого есть все основания: картины с Аппенинского полуострова, некогда желанные гости всех кинофестивалей мира, вдруг исчезли. За редким исключением («Жизнь прекрасна», «Малена») перестали появляться новинки, а о легендах и гениях вспоминали лишь благодаря ретроспективным показам. И вот, в 2008 году на экраны вышел фильм Гоморра (режиссер — Маттео Гарроне). В рецензиях и отзывах то и дело звучит бравая мысль о «воскресшем» итальянском кинематографе. Знатоки же утверждают, что успех новинки обсусловлен более вдумчивым и профессиональным обращением к классике, т. е. истокам неореализма и жанровому кино 60-70-х. Только ли станет этот новый всплеск могучей волной, которой снова суждено накрыть любителей Большого Кино? Время покажет….



Оцените, пожалуйста, этот материал, выбрав желаемое количество звезд

Оценка читателей Diva.by: 3 из 5 (2 оценок)

Статьи раздела

20 мая 2009 • Культура Великий итальянский футбол Давным-давно, в одной не очень далекой западноевропейской стране жили настоящие мужчины. Они занимались искусством и политикой, ценили хорошее вино и женскую красоту, но больше всего, как и положено мужчинам, любили подраться...
09 марта 2004 • Культура Высокая музыка Италии: по страницам истории После покорения Древней Греции римскими завоевателями во II веке до н. э. почти всем греческим музыкальным инструментам «сохранили жизнь» и они продолжили звучать, хотя уже и в новой культуре...
22 февраля 2004 • Культура Римский Пантеон: точка отсчета Приехав в Италию, трижды подумайте, а стоит ли пинать камень, невесть откуда взявшийся у вас под ногами. Потому как это вполне может оказаться обломок колонны древнего храма, руины которого возвышаются в нескольких десятках метрах от вас…
Реклама на DIVA.BY
Тел.: +375 (29) 644-89-77