Спецпроекты:ТелохранителиДисконтный клубИмидж-дизайн ЭкспертизаСвадьбаГрузия, люблю тебя!Экспертиза VeinoPlusКСЖ
www.diva.by / стиль / имидж-дизайн /

индустрия модных имиджей

Индустрия модных имиджей

Во всем том хаосе, который мы называем модой XXI века, есть лишь один четкий ориентир — стильный имидж. Из-за немыслимого разнообразия силуэты, покрои и длины перестали служить категориями модных тенденций. Отныне мода мыслит образами, а сегодняшние тренды — не что иное, как калейдоскоп модных имиджей.
 
Создатели образов
 
Но откуда берутся модные образы, где та фабрика, на которой их штампуют, а главное — кто являются их создателями? Кутюрье, дизайнеры, стилисты? Пожалуй, нет. Они лишь шьют платья, а моду создают те, кто эти платья надевают.
 
И с этой точки зрения история моды — не последовательность покроев и причесок; это история людей. Потому что в понятие «модный имидж» входит не только одежда, прическа и макияж, но и модный тип красоты, модные манеры, танцы, интерьеры и даже образ жизни.
 
До XIX века единственными создателями модных имиджей были короли и высшая аристократия. Ведь они не просто красовались на балах в костюмах, сшитых портными, — они творили моду. Неудивительно, что история почти не сохранила имена портных и парикмахеров того времени. Ведь их вклад в создание моды был незначительным по сравнению с креативным вкладом того, кто носил эти платья и прически. Достаточно вспомнить Людовика XIV, чье имя навсегда осталось синонимом стиля барокко. Сегодня он, наверное, был бы одним из самых знаменитых стилистов или имиджмейкеров. Или, к примеру, маркиза де Помпадур, ставшая барометром моды рококо, королева Франции Мария-Антуанетта, вызвавшая волну подражаний по всей Европе в конце XVIII века. Растиражированные на картинах придворных художников, они демонстрировали обществу модные наряды и позы. Их портреты являли собой лучший fashion promotion, чем любой журнал мод.
 
Ситуация меняется в начале XIX века: появился новый класс имиджмейкеров, то есть — генераторов модных образов. Это творческие личности — художники, писатели, поэты, композиторы, а также светские красавицы, которые собирали всю эту богему в своих снобистских художественных салонах. Именно в эти салоны перемещается в то время модная тусовка, покинув тронные залы императорских дворцов.
 
Да, для моды во все времена была необходима некая тусовка, где происходит демонстрация туалетов и манер. Доступ в нее всегда ограничен: порой ни деньги, ни происхождение не являются пропуском — только причастность к этому миру в комплекте со стильным имиджем открывают двери. Так что не следует считать face control изобретением именно наших дней.
 
Людовик XIV
Мария-Антуанетта
Маркиза де Помпадур
 
От экрана до подиума
 
В XX веке художественно-интеллектуальная элита сдает свои позиции. А виноват в этом кинематограф: с его появлением главными лидерами в создании модных имиджей становятся кинозвезды.
 
Прежде человек среднего класса, желая приобщиться к миру моды, должен был листать журналы светской хроники, где специально для него позировали принцессы и оперные примадонны в роскошных платьях от Чарльза Фредерика Ворта и Поля Пуаре. Теперь же, купив за несколько пенсов билет в кинотеатр и увидев на экране Теду Бару, Джин Харлоу или Грету Гарбо, зритель получал инструкцию по макияжам, платьям, прическам, манерам — то есть по имидж-дизайну.
 
Джин Харлоу
Теда Бара
 
И по сей день звезды кино остаются весьма влиятельными в области моды. Но и им пришлось потесниться в 1950-е годы, когда появилось телевидение, а культовыми фигурами стали музыкальные звезды — например, Элвис Пресли, Beatles, Rolling Stones. Этот процесс было уже не остановить. А с начала 1980-х, когда появляется первый круглосуточный музыкальный телеканал MTV и когда стильная картинка в видеоклипе становится важнее вокальных данных, шоу-бизнес превращается в самую мощную фабрику модных имиджей.
 
Но чтобы картина была полной, добавим еще один эшелон власти в сфере создания модных образов — не столь многочисленный, но зато такой желанный для подражания — топ-модели. Хотя профессия манекенщицы появилась еще в конце XIX века, на моду она долгое время никак не влияла. Модель лишь показывала платье клиенткам, ее личность не вызывала интереса общества.
 
Элвис Пресли
Твигги
 
Такое положение вещей изменилось лишь в 1960-е годы с появлением англичанки Твигги, которую сегодня принято считать первой топ-моделью в истории. Начиная с нее, манекенщицы уже не просто демонстрируют одежду на подиуме и в рекламе. Они сами являются образцами имиджей, влияющих на моду даже больше, чем те платья, что они показывают.
 
Откуда знала Мэрилин Монро
 
Мэрилин Монро
Каковы же условия превращения человека в культовый миф, в модную икону? По сути, их всего два: первое — популярность мирового масштаба (чтобы человеку подражать, его надо знать), второе — стильность. Не элегантность, как говорили раньше, подменяя смысл понятия, а именно стильность. То есть с одной стороны — актуальность, а с другой — прорыв за рамки сегодняшнего дня и этой актуальности. Классический пример — Мэрилин Монро. В современных экранизациях на тему 1950-х годов нам нередко показывают женщин a la Marilyn в силу того заблуждения, что многие женщины 1950-х выглядели именно так. Между тем имидж Монро был уникален. Просто она отразила то подсознательное, что уже было в обществе. Возникает закономерный вопрос: откуда она знала?.. Откуда вообще берут информацию создатели модных образов?
 
Если рассматривать создание имиджа как творчество, то становится понятно, что эти люди над собой не властны: они делают то, что им нравится, и вряд ли могут объяснить, почему им хочется выглядеть именно так. А ведь при этом они отражают то, что уже назрело. Мэрилин Монро умерла, так и не узнав, что она сделала для цивилизации, страдая от комплексов по поводу недостаточно высокого уровня актерской игры, ежеминутно ожидая, что ее разоблачат как бездарность. Но нам уже неважно, какая она была актриса: ее вклад в культуру — это создание абсолютного эталона сексапильности XX века.
 
Даже сегодня можно открыть любой эротический журнал и найти в нем очередную версию имиджа Монро. Она воплотила объект подсознательного влечения большинства мужчин.
 
Культовый имидж
 
К концу XX века создание продуктов моды окончательно утвердилось на основе имиджевого подхода. Ориентироваться сегодня в моде — это значит разбираться в людях. А для этого недостаточно посмотреть показы последних коллекций. Шоу-бизнес, кино, светская жизнь, политика и даже реклама — вот главные источники информации современной моды на имидж. Да, в таком огромном калейдоскопе образов недолго заблудиться.
 
Впрочем, людей всегда тянуло на типологии, и область стильных образов — не исключение. Здесь нам поможет понятие «культовый имидж», которое сегодня входит в терминологию моды.
 
Культовый имидж — это некий собирательный образ, сформировавшийся на основе имиджей многих реальных людей, исторических прототипов, киногероев и даже литературных и мифических персонажей. Например, в создание образа Femme Fatale (Роковая Женщина) свою лепту внесли Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Мадонна, Надя Ауэрманн. И не только своими костюмами, прическами и макияжами, но и чертами лица, манерами, позами и голосом, антуражами и сюжетами клипов и фильмов.
 
Как и любой другой продукт моды, культовый имидж может входить в моду, вызывая волну подражаний, а может становиться старомодным. Он может быть классическим, авангардным, консервативным. Он может быть и коммерческим, то есть широко эксплуатируемым в шоу-бизнесе, модных журналах и рекламе. Он может быть надолго забытым, а затем заново воссозданным через многие сотни лет. Например, имидж супермена в исполнении Сталлоне и Шварценеггера на самом деле впервые появился еще в Древней Греции в варианте античного героя, имидж женщины-вамп — в средневековых сказках в виде классической ведьмы, образ романтической девушки — в рыцарских балладах, прототип светской львицы — римская патрицианка, а один из первых вариантов современного имиджа Nikita — Миледи (леди Винтер) из романа Дюма «Три мушкетера».
 
Статуя отдыхающего Геракла. IV в. до н.э.
Арнольд Шварценеггер, кадр из фильма «Терминатор»
 
Похоже, что культовые имиджи — это, говоря языком психоанализа, что-то вроде архетипов, которые уже существуют в нашем подсознании, и мы извлекаем их оттуда по мере надобности, добавляя новые штрихи. Абсолютно нового в моде ничего не создается, но складываются невиданные ранее комбинации из первокирпичиков. И даже повторение с оттенком иронии приобретает иное качество, становясь стильным вариантом.
 
Что ж, давайте и мы попробуем вспомнить прошлое и смешать его с настоящим, добавив немного иронии. Возможно, у нас получится своя собственная коллекция культовых имиджей. А первым экземпляром нашей коллекции будет образ Diva, который мы рассмотрим в ближайшей публикации.



Задать вопрос или высказать пожелание

Оцените, пожалуйста, этот материал, выбрав желаемое количество звезд

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
blog comments powered by Disqus

Статьи раздела

04 ноября 2016 • Имидж-дизайн Покорение цвета: экспертиза стилиста Если вы решили заняться своим имиджем и профессионально подойти к созданию собственного стиля, эту тему необходимо взять для изучения одной из первых. В интернете информации много (как в общем и всегда). Проблема в том, что она зачастую противоречивая. Стилист Катерина Миллинер постарается помочь структурировать этот поток знаний и направить в правильное русло...
27 июня 2016 • Имидж-дизайн Битва стилистов: выбираем лучшие образы! Финальным аккордом проекта «ТелоХранители», посвященного здоровому образу жизни, стал главный приз, представленный Школой имиджа Image Pro. Победительницам предоставили возможность принять участие в качестве главных героинь в новом совместном проекте Школы имиджа Image Pro и Портала DiVA.BY – битве стилистов...
27 июня 2016 • Имидж-дизайн Битва стилистов. Анастасия. Образ третий Представляем образ, созданный имидж-мейкерами в рамках проекта «Битва стилистов»: Анастасия. Образ третий...
27 июня 2016 • Имидж-дизайн Битва стилистов. Вита. Образ третий Представляем образ, созданный имидж-мейкерами в рамках проекта «Битва стилистов»: Вита. Образ третий...
27 июня 2016 • Имидж-дизайн Битва стилистов. Анастасия. Образ второй Представляем образ, созданный имидж-мейкерами в рамках проекта «Битва стилистов»: Анастасия. Образ второй...
27 июня 2016 • Имидж-дизайн Битва стилистов. Вита. Образ второй Представляем образ, созданный имидж-мейкерами в рамках проекта «Битва стилистов»: Вита. Образ второй...
27 июня 2016 • Имидж-дизайн Битва стилистов. Анастасия. Образ первый Представляем образ, созданный имидж-мейкерами в рамках проекта «Битва стилистов»: Анастасия. Образ первый...
27 июня 2016 • Имидж-дизайн Битва стилистов. Вита. Образ первый Представляем образ, созданный имидж-мейкерами в рамках проекта «Битва стилистов»: Вита. Образ первый...
Реклама на DIVA.BY
Тел.: +375 (29) 691-05-20, Skype: divaby
Афиша

Тото Кутуньо даст большой сольный концерт в Минске
Полный разбор рекламных инструментов социальных сетей  за 2 дня на курсе #SMMREADY
Какие предметы Школы настоящих мужчин для мальчиков представляют для вас наибольший интерес?

Ответить

Система Orphus