Спецпроекты:ТелохранителиДисконтный клубИмидж-дизайнЭкспертизаСвадьбаГрузия, люблю тебя!Экспертиза VeinoPlusКСЖ
www.diva.by / фокус / персоны /

александр вафик: стоп-кадры счастья

Александр Вафик: стоп-кадры счастья

Он знает имена детей «его молодоженов» (именно так Александр называет заказчиков) и уже изучил, чем отличается отец, у которого родилась дочь, от отца, который растит сына. 

Его задача — просто фиксировать счастье без лишнего декора и бессмысленных декораций, счастье as is; и именно благодаря этому он стал «семейным фотографом» для многих пар. 

На Портале стиля и красоты DiVA.BY — все секреты по ту сторону объектива Александра.

…Я получил художественное образование и думал, что стану художником: буду писать картины и творчески реализовываться. Но когда я купил фотоаппарат, все пошло по другому пути. Фотография меня увлекла сразу, и ни одно увлечение не могло поспорить с ней. Я стал жить фотографией со второго курса художественного училища, и до сих пор живу — уже одиннадцать лет. Хотя вначале я фотографировал так плохо, что люди оказывались где-нибудь в правом нижнем углу, а все остальное пространство занимал потолок. Я был безнадежен. 

Помнишь первую фотографию, которую ты сделал? 

Да, помню, этот снимок был сделан в 18 лет: что-то очень нерезкое, потому что первая же пленка оказалась пересвеченной из-за неправильного экспонирования. Но несколько кадров — каких-то непонятных натюрмортов — получилось. Долго снимал натюрморты до того, как начать фотографировать людей…

Тренировался почти на кошках?

Вот, кстати, да. Кот сильно пострадал от вспышек, нелегко ему пришлось. В итоге, когда я стал фотографировать людей, многое начало открываться…

Хочешь сказать, что стал чувствовать людей по-другому?

Наверное, я хотел их видеть… идеальными. В каждом человеке я вижу какие-то положительные качества и стараюсь их подчеркнуть. Сейчас я замечаю все особенности (как внутренние, так и внешние) людей намного лучше, чем раньше, когда техническая сторона для меня была важнее. На данный момент я понимаю, что главное в фотографии — душа человека, которого снимаешь.

Александр Вафик. Парный портрет

Бывали ли такие ситуации: ты видишь в толпе незнакомого человека — и у тебя возникает в сознании история о нем, которую хочется рассказать чуть ли не в раскадровке? 

Да, такое случается. Бывает, что внешний вид реально рассказывает историю жизни, в чертах лица читается определенный характер и в них есть те качества, которые очевидны даже случайным прохожим. Тот, кто занимается фотографией или связан с изобразительным искусством, всегда вычленяет какие-то характерные черты, выделяющие этого человека на фоне других. 

Можешь с ходу, посмотрев на человека, выделить его «фишку»? Или сложно, и для этого с ним нужно пообщаться, понаблюдать?

Если честно, для того, чтобы делать какие-то даже поверхностные выводы, с человеком нужно быть хорошо знакомым.

Александр Вафик. ПортретАлександр Вафик. Портрет

Но ведь говорят, что доброта или озлобленность оставляют отпечаток на лице…

Доброта и злость заметны с первого раза. О человеке говорит не столько внешность, сколько какие-то ключевые слова, которые он использует… Внешность вообще мало что о человеке говорит. Лично мне, чтобы фотографировать человека, нужно им каким-то образом восхититься. 

В этот момент мы решили обратиться к практике и «предъявили» Александру одну из сотрудниц Портала Анну, попросив назвать ассоциации с девушкой, которые возникли бы, если бы стояла реальная задача создания фотоистории. 

Я бы сделал очень простой по композиции и свету портрет Анны, она обязательно смотрела бы в объектив (или в глаза зрителя). Все остальное зритель бы дофантазировал сам. Это вообще очень важно в фотографии: чтобы зритель рассматривал картинку не две-три секунды, а чтобы хотел узнать того, кто изображен на фото. Я не скажу, что история, связанная с конкретным человеком, у меня появляется сразу, — ее нужно придумать. Это можно сделать за счет интересного костюма, но можно показать очень просто, без лишних наворотов, фонов — главным объектом снимка будет сам человек. Уделил бы внимание рукам, взгляду — этого было бы достаточно. 

Допустим, к тебе приходит человек за портфолио и говорит: «Хочу так и вот так». А ты понимаешь, что это не то, что ему нужно. Бывает?

Случается. Я всегда стараюсь убедить человека в том, что его внутреннее «я» гораздо интереснее, чем роль, которую он пытается сыграть. Эта игра нечестная, не несет никакой информации, в этом нет правды. А ведь правда зачастую гораздо интереснее, чем выдуманная история. Сейчас все помешаны на выдуманных историях, особенно в сфере свадебной фотографии. 

Александр Вафик. Парный портрет

Ты имеешь в виду свадьбы тематические?

Да. На самом деле, если ты настоящий хулиган и ходишь по подворотням, то тебе подошла бы свадьба в гангстерском стиле. Если ты романтик и пишешь стихи, делай ту свадьбу, внутри которой ты будешь смотреться органично. Форма должна соответствовать содержанию. А сейчас самая большая проблема в том, что форма главенствует над содержанием во всех жизненных проявлениях. 

Хотелось бы тебе снять человека, который явно отличается от остальных? Внешностью, специфическими чертами характера, жестами, отношением к людям?.. Не имею в виду явные отклонения, говорю о тех, кто живет явно не в соответствии со сложившимися правилами.

Мне, наверное, повезло: такими людьми я был окружен всегда. Я воспитывался в той среде, где было много интересных и необычных людей, мне не нужно было их специально подыскивать. О каждом из них можно долго рассказывать, каждый из них — особенный и очень сложный по содержанию. Сколько интересных актеров, художников, фотографов, графиков было в институте! Чем сложнее человек, тем интереснее с ним общаться и фотографировать, и тогда мне неважен фон. Я понимаю, что сейчас очень много внимания уделяется тому, как человек одет, в каком помещении он находится, за счет фотографии пытаются показать статусность и положение в обществе. Все эти аксессуары рассказывают о человеке больше и рассказывают не всегда правду. Дизайн научил обманывать и убеждать, это же проектирование нового образа жизни, и с его помощью можно много чего изменить. Суть всегда важнее оболочки.

Александр Вафик. Портрет

Наверное, тебе приходилось снимать в не совсем обычных обстоятельствах. Экстремальных, сложных?

9 мая 2002 года. Я сфотографировал какой-то склад, после чего ко мне подошел милиционер. Я, как шпион, ждал приговора. Меня, конечно, отпустили. За невиновностью. А вот убегать ни от кого не приходилось, я стараюсь работать без подобного экстрима.  

Твое основное направление — свадебная фотография. Почему именно она?

Это самая счастливая фотография. Если честно, я понимаю значимость себя как свадебного фотографа с точки зрения отдельной семьи. На самом деле, я идеализирую человеческие отношения, верю в то, что «мои» молодожены будут всегда вместе, у них родятся дети, которых они будут любить. Они проживут счастливую жизнь, и я буду одним из участников этой счастливой жизни. Я стараюсь следить за судьбами молодоженов и переживаю, если у кого-то не все идет хорошо. Так что я нашел себя в свадебной фотографии.

Александр Вафик. Свадебное фото

Мне почему-то подумалось, что ты снимаешь не только свадьбы обычных людей, но и людей, близких тебе по профессии.

Да, и меня очень радует, что ко мне обращаются фотографы и операторы.

Не бывало такого, чтобы после свадьбы ты получил от заказчика-фотографа критический отзыв?

Вот от фотографов я такого никогда не слышал! Да и от обычных молодоженов тоже, слава богу. Меня просят снимать тогда, когда людям нужны просто счастливые фотографии. Я не обещаю чего-то невероятного, я просто делаю фотографии, которые через много лет будут такими же счастливыми. Они не модные — они простые, об обычных человеческих чувствах, которые спустя годы останутся теми же. Именно поэтому ко мне приходят, и фотографы в том числе. Я почти не делаю выездных фотосессий с лебедями, пикниками и подобным антуражем. Такое бывает, но это не мое. Для меня самое важное — счастливые улыбающиеся люди. Наверное, это моя особенность. Если им на моих фото хорошо, я считаю, что выполнил свою задачу, и их внуки когда-нибудь оценят и увидят, что дедушка и бабушка реально получали удовольствие в этот день. 

Александр Вафик. Свадебное фото

Приглашают ли тебя спустя какое-то время после свадьбы на семейные фотосессии?

Приглашают, и меня это очень радует. Со многими я очень хорошо общаюсь. У кого-то уже по двое детей, кто-то недавно родил первенца. Я их снимаю и смотрю, как меняются мамы и папы. Папы становятся очень заботливыми, особенно если у них рождается дочь. Слежу за тем, какие имена дают детям, и, если честно, даже считаю себя каким-то членом семьи, что ли… У меня много маленьких племянников.

Я вижу, тебе важно разделять эмоции других людей, тебя это вдохновляет?

Да, меня вдохновляют эмоции. Но самое главное — гармоничность и правда, когда человек кажется тем, кто он есть на самом деле. Есть такая фраза: «Надо быть, а не казаться». Если человек ей соответствует, значит, он для меня идеален.

Александр Вафик. Парный портрет

На основании чего ты понимаешь, что он именно такой, а не просто кажется?

Это приходит с опытом, и порой достаточно короткого разговора. Была пара — Рома и Зара. Рома — боец смешанных единоборств, достаточно брутальный человек, но на самом деле он полная противоположность такого визуального образа, и тем интересен. Очень добрый парень, внимательный и ласковый. Я смотрю, как он обращается со своей женой, и это вызывает у меня уважение. У меня при виде этой пары появляется какое-то визуальное удовольствие, и я думаю, что мне повезло фотографировать таких людей. Не только потому, что они выглядят так колоритно — в них есть какой-то внутренний мир. Не каждый человек может привлечь своим внутренним миром, и колоритных людей тоже не очень много.

Александр Вафик. Портрет Ромы и ЗарыАлександр Вафик. Портрет Ромы и Зары

Александр Вафик. Свадебный портрет Ромы и Зары

Многие боятся себя настоящего, не любят…

На свадебных фотографиях, конечно, все идеальны: все невесты — принцессы, все женихи — рыцари. В другом жанре фотографии нужно подчеркивать иные качества, и хочется показать, что настоящее «я» действительно существует и действительно важно. Фотограф может раскрыть те качества, которые человек пытается спрятать, и если он после съемки ощутит себя по-другому (женщина понимает, например, что она хороша), значит, свою задачу фотограф выполнил. 

Можешь вспомнить самую сложную ситуацию, когда тебе приходилось фотографировать и ты чувствовал, что что-то не удается?

Конкретно таких ситуаций я не вспоминаю. На самом деле, каждая съемка — это испытание или взлетом, или падением. Например, может случиться, что сложно снять так, как тебе хочется — получается что-то другое. И есть момент, когда все слишком легко — ты можешь обмануться и подумать: я все умею, все могу.

Чему бы ты хотел еще научиться?

Чему… Я бы хотел научиться говорить. 

А нужно ли фотографу уметь говорить?

Думаю, не помешало бы. Возвращаясь к вопросу о том, чему хотел бы научиться… Опыт приходит с годами, и, думаю, через много лет я поменяю некоторые свои взгляды. Может, поменяются любимые авторы, предпочтения, но сейчас я бы, наверное, стал что-то перестраивать у себя внутри. Я чувствую, что в этом есть необходимость. Но этот процесс с каждым годом идет, и я не могу себе позволить то, что мог позволить пять лет назад. Наверное, я становлюсь намного серьезнее, смотрю на перспективу, а раньше жил одним днем. 

Александр Вафик. Портрет невесты

То, что происходит внутри тебя, влияет на творчество?

Думаю, да: сейчас я выбираю для фотографии людей, которые близки моему мировосприятию. Несмотря на то, что в свадебной фотографии я стараюсь подчеркивать эмоциональную сторону и даже ее режиссировать в некоторых случаях, в обычной жизни я выбираю людей, в которых привлекает какая-то характерная черта, какая-то божественная суть, которые светятся изнутри, могут помочь мне развиваться, сделать несколько шагов вперед. Есть люди, которые удивляют меня своей добротой: такими я всегда восхищался. И если я стану когда-нибудь лучше, чем сейчас, то, думаю, в этом мне поможет моя фотографическая миссия.

Какой бы ты хотел видеть фотосъемку собственной свадьбы?

Наверное, об этом задумывается каждый свадебный фотограф. Максимально простой: я бы не окружал ее всякими аксессуарами и украшательствами. Достаточно того, чтобы было понятно, кто изображен. Я бы даже технических требований не предъявлял. Взял бы какого-нибудь товарища, который без особого напряжения и постановки сверхзадач снял бы двух людей. И все. Таким фотографом могла бы быть даже моя младшая сестра, которая в принципе не занимается фотографией. Хотя я говорю с точки зрения мужчины, который не любит фотографироваться, но ведь многое зависит и от невесты, а женщины по-другому представляют этот день.

Александр Вафик. Свадебное фото

Чем ты увлекаешься помимо фотографии?

Раньше занимался боксом, очень любил. Когда поступил в художественное училище, за год перестроился практически полностью. У меня изменилось представление о жизни, цели. Потом я вообще увлекся плаванием. Еще одно мое большое увлечение — кино, люблю Педро Альмодовара, Романа Поланского и Алехандро Иньярриту — он сильно контрастирует с Альмодоваром. У меня многое связано с Сергеем Соловьевым: после фильма «Сто дней после детства» я решил стать художником. Там не было ни слова о художниках, но фильм меня настолько впечатлил, что я понял: нужно что-то менять в жизни обычного парня со спортивными предрассудками. 

Что можешь порекомендовать тем, кто только начинает заниматься фотографией?

Я рекомендую никого не бояться. Снимать, несмотря ни на что. Все проходят через критику, и не всегда ее нужно слушать: у нас очень мало фотографов, которые могут дать дельный совет. Их единицы, и, как правило, они скромно сидят в стороне и редко дают советы, потому что понимают: таким образом можно легко сломать творческую натуру.

Александр Вафик. Портрет

У тебя есть ориентиры в сфере фотографии в Беларуси, люди, чье мнение для тебя важно?

В молодой белорусской фотографии авторитеты для меня — Максим Шумилин, Миша Лещенко, Егор Войнов, Александр Кладов… Можно продолжать и дальше, но именно эти люди являются для меня настоящими фотографами. Мне не нравится слово «фотохудожник» (оно имеет для меня неприятный подтекст, так называют себя очень спорные персонажи). А те, кого я перечислил, меня не разочаровали за все это время, и, общаясь с ними лично, я  понимаю, почему они делают такие интересные фотографии: это неординарные люди с особенной энергетикой. Личностью в фотографии стать очень и очень тяжело. Сейчас к фотографии в основном подход поверхностный: не нужно много читать — можно просто скопировать чью-то работу. У них все иначе.

Еще один фотограф, который восхищал меня с момента знакомства, это Юля Лейдик. Она была зрелым фотографом уже лет в тринадцать. У нее настолько особенный характер и подход, что его невозможно повторить, сколько ни пытайся. Она настолько откровенная и открытая: если любить — то изо всех сил, если ненавидеть — то по-настоящему. Когда я сравнивал фото, которые она делала лет в девять, и те, что я делал в 18-19, то понимал, насколько я далек от ее уровня. Она — фотограф с самого рождения.

Александр Вафик. Портрет

У тебя есть мечта?

Она нематериальна. Я бы хотел, чтобы меня окружали счастливые люди, больше мне ничего не надо. А составляющие счастья — любовь, семья, возможность добиться того, чего хочешь, силы. Для меня важно душевное равновесие рядом со мной. Если я буду стареть в этой атмосфере равновесия, то такая старость будет счастливой. 

Александр Вафик. Фотография детей

Александр Вафик. Свадебное фото



Оцените, пожалуйста, этот материал, выбрав желаемое количество звезд

Оценка читателей Diva.by: 5 из 5 (15 оценок)
Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
blog comments powered by Disqus

Статьи раздела

25 ноября 2016 • Персоны Мастачка Марта Шматава: «Са зменамi не трэба змагацца, да iх трэба імкнуцца» Марта Шматава – прафесійная мастачка, сябра Саюза мастакоў. Скончыла Мінскую мастацкую вучэльню імя А.К. Глебава (1984), Беларускі тэатральна-мастацкі інстытут (1991), асістэнтуру-стажыроўку на кафедры акадэмічнага малюнка Беларускай акадэміі мастацтваў (1996). Удзельнічае ў выставах на Беларусі і ў замежжы. Мастачка працуе ў тэхніцы алейнага жывапісу. Выяўленчая мова яе карцін уключае элементы сымбалізму і некаторыя рысы сюррэалізму. Спалучэнне колераў часта носіць сымбалічны характар...
10 ноября 2016 • Персоны Олеся Ковальчук: «Приносить людям радость – моя профессия!» Олеся – минский фотограф. Но не совсем обычный. Специализация этой милой улыбчивой блондинки – семейные фотосессии в период беременности будущей мамы и фотографии новорожденных малышей...
17 января 2016 • Персоны Как сменить переходы в метро на лучшие сцены мира: рецепт французской певицы Zaz Вспоминаем историю успеха озорной Изабель Жеффруа – ZAZ, которая приедет в Минск 10 апреля...
24 ноября 2015 • Персоны Визажист Татьяна Владимирова: «Вы у себя – главный человек» 21 ноября стартовал проект WedMinsk – откровенные встречи со свадебным миром. На эти встречи распорядитель Алина Балаш приглашает мастеров свадебного дела любых направлений и общается с ними о жизни, профессии, трендах и планах. Открыла проект встреча с визажистом и популярным видеоблогером Татьяной Владимировой. Мы подготовили интервью по мотивам встречи...
17 ноября 2015 • Персоны Гарик Сукачев отметит День рождения в Минске 4 декабря в Минске выступит один из наиболее ярких фронтменов русского рока Гарик Сукачев. С самых ранних лет его единственным увлечением была шестиструнная гитара. Пожалуй, мало кто тогда верил, что музыка станет делом жизни мальчика и он создаст несколько знаковых для русского рока музыкальных групп. Накануне сольного концерта в Минске мы решили вспомнить, какие коллективы появились благодаря Гарику Сукачеву...
11 ноября 2015 • Персоны Не только о политике: какие вопросы задают Познеру зрители? В Минск едет Владимир Познер, а это значит, что почитатели неординарного ума и вкуса одного из самых популярных и уважаемых журналистов озадачились проблемой: какой вопрос задать герою на предстоящем творческом вечере?..
31 октября 2015 • Персоны Барышня и хулиган: Матильда Шнурова об отношениях с музыкантом За каждым гением стоит муза, и создатель «Группировки Ленинград» Сергей Шнуров, который приедет в концертом в Минск 31 января, в этом плане не исключение. Супруга хулигана с экзотическим псевдонимом Матильда как самостоятельная светская персона стала выступать только сейчас. Однако с музыкантом они вместе уже более 9 лет...
20 октября 2015 • Персоны О любви, себе и возрасте: 12 мыслей Сергея Шнурова Цитировать тексты песен и высказывания Сергея Шнурова можно бесконечно. Скандальный лидер группировки «Ленинград», которая выступит с концертом в Минске 31 января, всегда готов поделиться мудрым изречением на злобу дня, причем лучшие из них не всегда нецензурные. Мы выбрали самый сок!..
Реклама на DIVA.BY
Тел.: +375 (29) 691-05-20, Skype: divaby
Афиша

Лидер грузинских хит-парадов группа BANI выступит в Минске
Полный разбор рекламных инструментов социальных сетей  за 2 дня на курсе #SMMREADY
Какие предметы Школы настоящих мужчин для мальчиков представляют для вас наибольший интерес?

Ответить

Система Orphus