www.diva.by www.diva.by / фокус фокус / персоны персоны

Александр Вафик: стоп-кадры счастья

13 сентября 2013

Он знает имена детей «его молодоженов» (именно так Александр называет заказчиков) и уже изучил, чем отличается отец, у которого родилась дочь, от отца, который растит сына. 

Его задача — просто фиксировать счастье без лишнего декора и бессмысленных декораций, счастье as is; и именно благодаря этому он стал «семейным фотографом» для многих пар. 

На Портале стиля и красоты DiVA.BY — все секреты по ту сторону объектива Александра.

…Я получил художественное образование и думал, что стану художником: буду писать картины и творчески реализовываться. Но когда я купил фотоаппарат, все пошло по другому пути. Фотография меня увлекла сразу, и ни одно увлечение не могло поспорить с ней. Я стал жить фотографией со второго курса художественного училища, и до сих пор живу — уже одиннадцать лет. Хотя вначале я фотографировал так плохо, что люди оказывались где-нибудь в правом нижнем углу, а все остальное пространство занимал потолок. Я был безнадежен. 

Помнишь первую фотографию, которую ты сделал? 

Да, помню, этот снимок был сделан в 18 лет: что-то очень нерезкое, потому что первая же пленка оказалась пересвеченной из-за неправильного экспонирования. Но несколько кадров — каких-то непонятных натюрмортов — получилось. Долго снимал натюрморты до того, как начать фотографировать людей…

Тренировался почти на кошках?

Вот, кстати, да. Кот сильно пострадал от вспышек, нелегко ему пришлось. В итоге, когда я стал фотографировать людей, многое начало открываться…

Хочешь сказать, что стал чувствовать людей по-другому?

Наверное, я хотел их видеть… идеальными. В каждом человеке я вижу какие-то положительные качества и стараюсь их подчеркнуть. Сейчас я замечаю все особенности (как внутренние, так и внешние) людей намного лучше, чем раньше, когда техническая сторона для меня была важнее. На данный момент я понимаю, что главное в фотографии — душа человека, которого снимаешь.

Александр Вафик. Парный портрет

Бывали ли такие ситуации: ты видишь в толпе незнакомого человека — и у тебя возникает в сознании история о нем, которую хочется рассказать чуть ли не в раскадровке? 

Да, такое случается. Бывает, что внешний вид реально рассказывает историю жизни, в чертах лица читается определенный характер и в них есть те качества, которые очевидны даже случайным прохожим. Тот, кто занимается фотографией или связан с изобразительным искусством, всегда вычленяет какие-то характерные черты, выделяющие этого человека на фоне других. 

Можешь с ходу, посмотрев на человека, выделить его «фишку»? Или сложно, и для этого с ним нужно пообщаться, понаблюдать?

Если честно, для того, чтобы делать какие-то даже поверхностные выводы, с человеком нужно быть хорошо знакомым.

Александр Вафик. ПортретАлександр Вафик. Портрет

Но ведь говорят, что доброта или озлобленность оставляют отпечаток на лице…

Доброта и злость заметны с первого раза. О человеке говорит не столько внешность, сколько какие-то ключевые слова, которые он использует… Внешность вообще мало что о человеке говорит. Лично мне, чтобы фотографировать человека, нужно им каким-то образом восхититься. 

В этот момент мы решили обратиться к практике и «предъявили» Александру одну из сотрудниц Портала Анну, попросив назвать ассоциации с девушкой, которые возникли бы, если бы стояла реальная задача создания фотоистории. 

Я бы сделал очень простой по композиции и свету портрет Анны, она обязательно смотрела бы в объектив (или в глаза зрителя). Все остальное зритель бы дофантазировал сам. Это вообще очень важно в фотографии: чтобы зритель рассматривал картинку не две-три секунды, а чтобы хотел узнать того, кто изображен на фото. Я не скажу, что история, связанная с конкретным человеком, у меня появляется сразу, — ее нужно придумать. Это можно сделать за счет интересного костюма, но можно показать очень просто, без лишних наворотов, фонов — главным объектом снимка будет сам человек. Уделил бы внимание рукам, взгляду — этого было бы достаточно. 

Допустим, к тебе приходит человек за портфолио и говорит: «Хочу так и вот так». А ты понимаешь, что это не то, что ему нужно. Бывает?

Случается. Я всегда стараюсь убедить человека в том, что его внутреннее «я» гораздо интереснее, чем роль, которую он пытается сыграть. Эта игра нечестная, не несет никакой информации, в этом нет правды. А ведь правда зачастую гораздо интереснее, чем выдуманная история. Сейчас все помешаны на выдуманных историях, особенно в сфере свадебной фотографии. 

Александр Вафик. Парный портрет

Ты имеешь в виду свадьбы тематические?

Да. На самом деле, если ты настоящий хулиган и ходишь по подворотням, то тебе подошла бы свадьба в гангстерском стиле. Если ты романтик и пишешь стихи, делай ту свадьбу, внутри которой ты будешь смотреться органично. Форма должна соответствовать содержанию. А сейчас самая большая проблема в том, что форма главенствует над содержанием во всех жизненных проявлениях. 

Хотелось бы тебе снять человека, который явно отличается от остальных? Внешностью, специфическими чертами характера, жестами, отношением к людям?.. Не имею в виду явные отклонения, говорю о тех, кто живет явно не в соответствии со сложившимися правилами.

Мне, наверное, повезло: такими людьми я был окружен всегда. Я воспитывался в той среде, где было много интересных и необычных людей, мне не нужно было их специально подыскивать. О каждом из них можно долго рассказывать, каждый из них — особенный и очень сложный по содержанию. Сколько интересных актеров, художников, фотографов, графиков было в институте! Чем сложнее человек, тем интереснее с ним общаться и фотографировать, и тогда мне неважен фон. Я понимаю, что сейчас очень много внимания уделяется тому, как человек одет, в каком помещении он находится, за счет фотографии пытаются показать статусность и положение в обществе. Все эти аксессуары рассказывают о человеке больше и рассказывают не всегда правду. Дизайн научил обманывать и убеждать, это же проектирование нового образа жизни, и с его помощью можно много чего изменить. Суть всегда важнее оболочки.

Александр Вафик. Портрет

Наверное, тебе приходилось снимать в не совсем обычных обстоятельствах. Экстремальных, сложных?

9 мая 2002 года. Я сфотографировал какой-то склад, после чего ко мне подошел милиционер. Я, как шпион, ждал приговора. Меня, конечно, отпустили. За невиновностью. А вот убегать ни от кого не приходилось, я стараюсь работать без подобного экстрима.  

Твое основное направление — свадебная фотография. Почему именно она?

Это самая счастливая фотография. Если честно, я понимаю значимость себя как свадебного фотографа с точки зрения отдельной семьи. На самом деле, я идеализирую человеческие отношения, верю в то, что «мои» молодожены будут всегда вместе, у них родятся дети, которых они будут любить. Они проживут счастливую жизнь, и я буду одним из участников этой счастливой жизни. Я стараюсь следить за судьбами молодоженов и переживаю, если у кого-то не все идет хорошо. Так что я нашел себя в свадебной фотографии.

Александр Вафик. Свадебное фото

Мне почему-то подумалось, что ты снимаешь не только свадьбы обычных людей, но и людей, близких тебе по профессии.

Да, и меня очень радует, что ко мне обращаются фотографы и операторы.

Не бывало такого, чтобы после свадьбы ты получил от заказчика-фотографа критический отзыв?

Вот от фотографов я такого никогда не слышал! Да и от обычных молодоженов тоже, слава богу. Меня просят снимать тогда, когда людям нужны просто счастливые фотографии. Я не обещаю чего-то невероятного, я просто делаю фотографии, которые через много лет будут такими же счастливыми. Они не модные — они простые, об обычных человеческих чувствах, которые спустя годы останутся теми же. Именно поэтому ко мне приходят, и фотографы в том числе. Я почти не делаю выездных фотосессий с лебедями, пикниками и подобным антуражем. Такое бывает, но это не мое. Для меня самое важное — счастливые улыбающиеся люди. Наверное, это моя особенность. Если им на моих фото хорошо, я считаю, что выполнил свою задачу, и их внуки когда-нибудь оценят и увидят, что дедушка и бабушка реально получали удовольствие в этот день. 

Александр Вафик. Свадебное фото

Приглашают ли тебя спустя какое-то время после свадьбы на семейные фотосессии?

Приглашают, и меня это очень радует. Со многими я очень хорошо общаюсь. У кого-то уже по двое детей, кто-то недавно родил первенца. Я их снимаю и смотрю, как меняются мамы и папы. Папы становятся очень заботливыми, особенно если у них рождается дочь. Слежу за тем, какие имена дают детям, и, если честно, даже считаю себя каким-то членом семьи, что ли… У меня много маленьких племянников.

Я вижу, тебе важно разделять эмоции других людей, тебя это вдохновляет?

Да, меня вдохновляют эмоции. Но самое главное — гармоничность и правда, когда человек кажется тем, кто он есть на самом деле. Есть такая фраза: «Надо быть, а не казаться». Если человек ей соответствует, значит, он для меня идеален.

Александр Вафик. Парный портрет

На основании чего ты понимаешь, что он именно такой, а не просто кажется?

Это приходит с опытом, и порой достаточно короткого разговора. Была пара — Рома и Зара. Рома — боец смешанных единоборств, достаточно брутальный человек, но на самом деле он полная противоположность такого визуального образа, и тем интересен. Очень добрый парень, внимательный и ласковый. Я смотрю, как он обращается со своей женой, и это вызывает у меня уважение. У меня при виде этой пары появляется какое-то визуальное удовольствие, и я думаю, что мне повезло фотографировать таких людей. Не только потому, что они выглядят так колоритно — в них есть какой-то внутренний мир. Не каждый человек может привлечь своим внутренним миром, и колоритных людей тоже не очень много.

Александр Вафик. Портрет Ромы и ЗарыАлександр Вафик. Портрет Ромы и Зары

Александр Вафик. Свадебный портрет Ромы и Зары

Многие боятся себя настоящего, не любят…

На свадебных фотографиях, конечно, все идеальны: все невесты — принцессы, все женихи — рыцари. В другом жанре фотографии нужно подчеркивать иные качества, и хочется показать, что настоящее «я» действительно существует и действительно важно. Фотограф может раскрыть те качества, которые человек пытается спрятать, и если он после съемки ощутит себя по-другому (женщина понимает, например, что она хороша), значит, свою задачу фотограф выполнил. 

Можешь вспомнить самую сложную ситуацию, когда тебе приходилось фотографировать и ты чувствовал, что что-то не удается?

Конкретно таких ситуаций я не вспоминаю. На самом деле, каждая съемка — это испытание или взлетом, или падением. Например, может случиться, что сложно снять так, как тебе хочется — получается что-то другое. И есть момент, когда все слишком легко — ты можешь обмануться и подумать: я все умею, все могу.

Чему бы ты хотел еще научиться?

Чему… Я бы хотел научиться говорить. 

А нужно ли фотографу уметь говорить?

Думаю, не помешало бы. Возвращаясь к вопросу о том, чему хотел бы научиться… Опыт приходит с годами, и, думаю, через много лет я поменяю некоторые свои взгляды. Может, поменяются любимые авторы, предпочтения, но сейчас я бы, наверное, стал что-то перестраивать у себя внутри. Я чувствую, что в этом есть необходимость. Но этот процесс с каждым годом идет, и я не могу себе позволить то, что мог позволить пять лет назад. Наверное, я становлюсь намного серьезнее, смотрю на перспективу, а раньше жил одним днем. 

Александр Вафик. Портрет невесты

То, что происходит внутри тебя, влияет на творчество?

Думаю, да: сейчас я выбираю для фотографии людей, которые близки моему мировосприятию. Несмотря на то, что в свадебной фотографии я стараюсь подчеркивать эмоциональную сторону и даже ее режиссировать в некоторых случаях, в обычной жизни я выбираю людей, в которых привлекает какая-то характерная черта, какая-то божественная суть, которые светятся изнутри, могут помочь мне развиваться, сделать несколько шагов вперед. Есть люди, которые удивляют меня своей добротой: такими я всегда восхищался. И если я стану когда-нибудь лучше, чем сейчас, то, думаю, в этом мне поможет моя фотографическая миссия.

Какой бы ты хотел видеть фотосъемку собственной свадьбы?

Наверное, об этом задумывается каждый свадебный фотограф. Максимально простой: я бы не окружал ее всякими аксессуарами и украшательствами. Достаточно того, чтобы было понятно, кто изображен. Я бы даже технических требований не предъявлял. Взял бы какого-нибудь товарища, который без особого напряжения и постановки сверхзадач снял бы двух людей. И все. Таким фотографом могла бы быть даже моя младшая сестра, которая в принципе не занимается фотографией. Хотя я говорю с точки зрения мужчины, который не любит фотографироваться, но ведь многое зависит и от невесты, а женщины по-другому представляют этот день.

Александр Вафик. Свадебное фото

Чем ты увлекаешься помимо фотографии?

Раньше занимался боксом, очень любил. Когда поступил в художественное училище, за год перестроился практически полностью. У меня изменилось представление о жизни, цели. Потом я вообще увлекся плаванием. Еще одно мое большое увлечение — кино, люблю Педро Альмодовара, Романа Поланского и Алехандро Иньярриту — он сильно контрастирует с Альмодоваром. У меня многое связано с Сергеем Соловьевым: после фильма «Сто дней после детства» я решил стать художником. Там не было ни слова о художниках, но фильм меня настолько впечатлил, что я понял: нужно что-то менять в жизни обычного парня со спортивными предрассудками. 

Что можешь порекомендовать тем, кто только начинает заниматься фотографией?

Я рекомендую никого не бояться. Снимать, несмотря ни на что. Все проходят через критику, и не всегда ее нужно слушать: у нас очень мало фотографов, которые могут дать дельный совет. Их единицы, и, как правило, они скромно сидят в стороне и редко дают советы, потому что понимают: таким образом можно легко сломать творческую натуру.

Александр Вафик. Портрет

У тебя есть ориентиры в сфере фотографии в Беларуси, люди, чье мнение для тебя важно?

В молодой белорусской фотографии авторитеты для меня — Максим Шумилин, Миша Лещенко, Егор Войнов, Александр Кладов… Можно продолжать и дальше, но именно эти люди являются для меня настоящими фотографами. Мне не нравится слово «фотохудожник» (оно имеет для меня неприятный подтекст, так называют себя очень спорные персонажи). А те, кого я перечислил, меня не разочаровали за все это время, и, общаясь с ними лично, я  понимаю, почему они делают такие интересные фотографии: это неординарные люди с особенной энергетикой. Личностью в фотографии стать очень и очень тяжело. Сейчас к фотографии в основном подход поверхностный: не нужно много читать — можно просто скопировать чью-то работу. У них все иначе.

Еще один фотограф, который восхищал меня с момента знакомства, это Юля Лейдик. Она была зрелым фотографом уже лет в тринадцать. У нее настолько особенный характер и подход, что его невозможно повторить, сколько ни пытайся. Она настолько откровенная и открытая: если любить — то изо всех сил, если ненавидеть — то по-настоящему. Когда я сравнивал фото, которые она делала лет в девять, и те, что я делал в 18-19, то понимал, насколько я далек от ее уровня. Она — фотограф с самого рождения.

Александр Вафик. Портрет

У тебя есть мечта?

Она нематериальна. Я бы хотел, чтобы меня окружали счастливые люди, больше мне ничего не надо. А составляющие счастья — любовь, семья, возможность добиться того, чего хочешь, силы. Для меня важно душевное равновесие рядом со мной. Если я буду стареть в этой атмосфере равновесия, то такая старость будет счастливой. 

Александр Вафик. Фотография детей

Александр Вафик. Свадебное фото



Оцените, пожалуйста, этот материал, выбрав желаемое количество звезд

Оценка читателей Diva.by: 5 из 5 (15 оценок)
Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!

Статьи раздела

24 сентября 2018 • Персоны Галина Корсак: бизнес начинается с любви! Пять лет она училась на стоматолога, уехала работать по специальности за рубеж, поступила в Берлинскую Высшую Школу Экономики иПрава – и… вернулась в родной Минск, радовать горожан ароматом свежей выпечки...
27 декабря 2017 • Персоны Рената Волкиевич: «Я поняла всю цену успеха, когда потеряла голос». Часть 1 Команда Форума успешных Женщин Беларуси Евгения Гриб, Виктория Щуровская и руководитель Diva.by Елена Коровец побывали на Глобальном Лидерском Саммите. Накануне Нового годы мы делимся с нашими читателями мотивирующим и вдохновляющим интервью спикера и участницы Глобального Лидерского Саммита Ренаты Волкиевич...
23 декабря 2017 • Персоны Рената Волкиевич: «Я поняла всю цену успеха, когда потеряла голос». Часть 2 Команда Форума успешных Женщин Беларуси Евгения Гриб, Виктория Щуровская и руководитель Diva.by Елена Коровец побывали на Глобальном Лидерском Саммите. Накануне Нового годы мы делимся с нашими читателями мотивирующим и вдохновляющим интервью спикера и участницы Глобального Лидерского Саммита Ренаты Волкиевич...
29 ноября 2017 • Персоны Как работают трансформационные игры? Интервью с Тамарой Рогачевой. Часть 1 Она считает себя дауншифтером. Не так давно эта женщина встала перед выбором, после которого обычно жизнь человека кардинально меняется. Перед выбором, сделав которой, человек принимает на себя ответственность за проживание последствий своего решения. И все ради того, чтобы прийти к согласию с самим собой и к жизни в соответствии со своим Предназначением...
18 ноября 2017 • Персоны Как работают трансформационные игры? Интервью с Тамарой Рогачевой. Часть 3 Она считает себя дауншифтером. Не так давно эта женщина встала перед выбором, после которого обычно жизнь человека кардинально меняется. Перед выбором, сделав которой, человек принимает на себя ответственность за проживание последствий своего решения. И все ради того, чтобы прийти к согласию с самим собой и к жизни в соответствии со своим Предназначением...
18 ноября 2017 • Персоны Как работают трансформационные игры? Интервью с Тамарой Рогачевой. Часть 2 Она считает себя дауншифтером. Не так давно эта женщина встала перед выбором, после которого обычно жизнь человека кардинально меняется. Перед выбором, сделав которой, человек принимает на себя ответственность за проживание последствий своего решения. И все ради того, чтобы прийти к согласию с самим собой и к жизни в соответствии со своим Предназначением...
30 июля 2017 • Персоны Тренер Вика Свит: «Чтобы получить крутой внешний вид, надо пахать» Вика Свит – известный тренер и фитнес-модель. Эту эффектную девушку трудно не заметить: редко встретишь белоруску в мире бодибилдинга. Шесть лет назад Вика кардинально изменила себя и теперь помогает другим двигаться к совершенству. Как оставаться женственной, имея накачанное тело, и в чем секрет хорошей фигуры, Вика Свит рассказала в нашем интервью...
02 мая 2017 • Персоны Больше, чем просто фотография: интервью с руководителем проекта Babystory.by Натальей Мирончук Еще десять лет назад никто и представить себе не мог, что профессиональные фото новорожденных малышей в фотоальбомах белорусских семей станут нормой, а этот жанр детской фотографии станет так популярен в стране. Мы поговорили о перспективах этого направления и секретах мастерства с первопроходцем этого жанра в Беларуси – фотографом Натальей Мирончук...
Реклама на DIVA.BY
Тел.: +375 (29) 675-86-56, Skype: divaby0608