www.diva.by www.diva.by / фокус фокус / персоны персоны

Дарья Ермилова: «Мы только учимся искусству жить...» Часть 1

09 марта 2008

О ней знают не только в России. Ее книги читают «запоем» не только студенты Белорусской Академии художеств и Института современных знаний, но и каждый, кому интересна история, особенно — история моды. Ее именем подписывают в Интернете статьи по имиджелогии, чтобы придать им веса и авторитетности. Ее уважают и любят те, кому довелось у нее проходить обучение или же просто общаться.

Специально для вас на Портале DiVA.BY® эксклюзивное интервью с Дарьей Ермиловой - кандидатом философских наук, профессор кафедры дизайна Российского государственного университета туризма и сервиса, автором нескольких книг по истории домов моды, композиции костюма, моделирования и художественного оформления одежды.

Блиц-досье
Родилась в Москве. Закончила Московский государственный университет им. М. В.  Ломоносова — отделение истории искусства исторического факультета. В настоящее время работает на кафедре моды и дизайна Московского государственного университета сервиса (теперь называется — Российский государственный университет туризма и сервиса) и уже 10 лет в Лаборатории моды В. Зайцева. Преподает историю костюма, историю домов моды, теорию моды и т. п.
Публикации: печатные работы в области дизайна костюма, в т. ч. учебные пособия «История домов моды», «Композиция костюма» (в соавторстве), «Моделирование и художественное оформление одежды» (в соавторстве), статьи в журналах.

 
Дарья Юрьевна, когда и с чего началась Ваша карьера? Почему мода? Что послужило причиной возникновения интереса именно к истории костюма?

Причины, наверное, две. Первая — моя мама по образованию — художник-модельер (закончила Московский технологический институт — теперь называется Российский государственный университет туризма и сервиса) и много лет работает на той же кафедре, где работаю и я. Так что с детства я была причастна к этому миру, можно сказать, «выросла» на кафедре. Мама брала меня на музейную практику в Ленинград, на просмотры, на защиты дипломных проектов. Рисовать я начала с раннего детства — мама тогда еще училась в институте, и чтобы я ей не мешала делать домашние задания, сажала рядом и давала ручку или карандаш. Так что в детстве я, конечно, хотела стать художником, занималась много лет в художественной студии и готовилась стать дизайнером одежды. Даже подала документы после окончания школы все в тот же институт, но через неделю передумала, забрала документы и поступила в МГУ. Но потом все равно оказалась там же, но уже в качестве преподавателя. Видно, судьба.

Вторая причина — у нас дома было много книг не только по истории искусства, но и по истории костюма. Так что в детстве моей «настольной книгой» была «История костюма» М. Н.  Мерцаловой. История костюма меня привлекала давно, и этот интерес во мне пробудила именно книга Мерцаловой. Кстати, моя мама ходила на ее лекции, когда она недолго преподавала в МТИ — это было, по ее словам, необыкновенно интересно.

История костюма (М. Н.  Мерцалова)
 
Что и кто Вам помогали на пути становления?

В профессии, наверное, главным моим наставником (заочным) можно считать М. Н.  Мерцалову. К сожалению, лично я с ней знакома не была, хотя у меня есть первый том «Истории костюма разных времен и народов» с ее дарственной надписью — я работала в одно время с ней в «Академии моды» (наверное, первым в Москве негосударственным учебным заведении этого профиля). Безусловно, на меня оказали влияние лекции Александра Васильева. Помимо новой тогда для нас интересной информации, они отличались тем, что показывали, как можно оговорить об истории моды артистично, без излишнего академизма, остроумно, легко, как владеть вниманием аудитории (хотя, конечно, в этом мне до него далеко). Это лишний раз доказывает, что важен не столько сам предмет, сколько личность лектора, авторская интерпретация. Я с удивлением потом узнала, что историю костюма можно читать скучно, неинтересно. Поэтому, в этом я убеждена, никакой Интернет не может заменит живое общение с аудиторией.

Дарья Ермилова, Новогодний вечер

Также примером для меня были мои университетские преподаватели — примером отношения к своему делу. В частности, мой дипломный руководитель В. В.  Кириллов. Он одобрил тему моей дипломной работы — «Костюм конструктивизма», хотя в те годы подобные темы были еще не популярны. Я тогда работала в Третьяковской галерее, и мои коллеги (замечательные люди и специалисты) искренне советовали мне взять какую-нибудь более серьезную и перспективную тему. Большое значение для меня имела поддержка моих родителей — и в решающий момент выбора профессии, и в начале преподавательской деятельности. Именно мама мне посоветовала подготовить курс, посвященный моде ХХ века. Также мне помогали своим добрым отношением преподаватели нашей кафедры и факультета, которые меня «приняли в свою семью».

Дарья Ермилова в образе Шанель на Новогоднем вечере

И, конечно, мои первые студенты.

Ваши первые победы — помните ли о них? Что можете причислить к ним?

Что считать победами? Я думаю, самое главное — я выбрала профессию, которая мне нравится и доставляет удовольствие. Главное, по моему мнению, не результат, а процесс, который должен тебя радовать. И мне иногда (к сожалению, не всегда) удается «заразить» других тем, что интересно мне. Важно и то, что мои студенты мне интересны как творческие личности. Они учатся у меня — я учусь у них. Мне всегда очень трудно бывает выступать перед незнакомой аудиторией, я не согласилась бы выступать перед очень большим залом. Если говорить о формальных победах — то это поступление в МГУ практически без подготовки (если не считать месяца занятий немецким языком — но я закончила очень хорошую школу), защита диссертации по эстетике («Эстетические проблемы дизайна одежды последней трети ХХ века»), издание учебного пособия «История домов моды». Также меня радуют успехи моих бывших студентов. Когда я начинала преподавать в начале 1990-х годов, трудно было представить, что мои студенты станут известными дизайнерами, будут участвовать в неделях моды — не только в Москве, Петербурге или Киеве, но и, например, в Нью-Йорке, будут иметь свои магазины и т. п. Назову только несколько имен, хотя их, конечно, гораздо больше — Александр Терехов, Олег Попов (дизайнер марки «Виктория Андреянова»), Маша Шароева, Таня Двелите (дизайнер марки «Панинтер»), Марина Эндоурова, Женя Островская.

Некоторые из студентов Дарьи Ермиловой: Александр Терехов, Маша Шароева, Женя Островская
 
Где черпаете вдохновение и творческие силы?

Вдохновение и творческие силы — в процессе преподавания. Это взаимный обмен энергией.

Дарья Ермилова, прием зачета
 
Среди студентов нередко встречаются те, кто способен вести дискуссию с преподавателем практически на равном уровне. Вопросы формулируются четко, подход к теме нестандартный, знания студента выходят за рамки читаемого курса, не всегда на поставленный вопрос можно сразу ответить.. Часто ли Вам приходится сталкиваться с такими вопросами? Если такие ситуации возникают, как Вы обычно из них выходите?

Честно говоря, такие студенты встречаются очень редко. Может быть потому, что я имею дело не с теоретиками, а с художниками, дизайнерами — с творческими личностями. А у них, как мне кажется, больше развито другое полушарие — не память, а творческая интуиция. К тому же общий уровень подготовки студентов изменился — 15 лет назад студенты были другие. Нынешние гораздо меньше читают, гораздо хуже ориентируются в истории или в географии. Некоторые их «перлы» вполне достойны стать анекдотами. Но при этом, как правило, они четко знают, чего хотят, более прагматичные и очень творческие или, как сейчас выражаются, креативные. Тем не менее, чтобы знания студента «выходили за рамки курса» — большая редкость. Но были, разумеется, и исключения. Например, в «Лаборатории моды» учился Коля Красников. У него — феноменальная память на все, что связано с современной модой и дизайнерами. Или Маша Шароева, Оля Ромина, Сабина Горелик, Катя Кочубей. Или Женя Островская. Кстати, что интересно, их имена уже известны (хотя бы по участию в неделях моды). Или Андрей Репин (обладатель гран-при конкурса благотворительного фонда «Русский силуэт»), Богдан Правда — о них, я думаю, вы еще услышите.

Дарья Ермилова, музейная практика

Что касается вопросов — я люблю, когда задают вопросы, когда есть живое общение. Но если я чего-то не знаю, я честно говорю об этом. Все знать нельзя. Иногда, на семинарах, как правило, я сама задаю наивные вопросы, чтобы меня «просвещали» в тех темах, в которых я не слишком сведуща. Например, когда речь идет о молодежных субкультурах.

Дарья Ермилова в комиссии по защите дипломных проектов
 
Вы являетесь автором нескольких книг («История домов моды», «Композиция костюма» и «Моделирование и художественное оформление одежды»). Эти издания пользуется большой популярностью у студентов нашей Академии искусств и Института современных знаний. Что побудило Вас к написанию этих книг, что Вам особенно помогло в работе над ними? Планируете ли Вы выпустить еще какие-либо книги?

Первая книга — «Моделирование и художественное оформление одежды» появилась почти случайно — поступил заказ от издательства «Академия». Кстати, почему-то именно она, как говорят в издательстве, продается лучше всего. Я ее написала в соавторстве со своей мамой. Потом от издательства поступило предложение написать учебные пособия для высших учебных заведений. Конечно, интереснее было работать над «Историей домов моды», так как я давно читаю этот курс. Хотя, по правде сказать, говорить мне гораздо легче, чем писать. Для меня это достаточно мучительный процесс. На лекции я не задумываюсь, как сформулировать мысль, все происходит само собой, а когда пишу, то иногда долго подбираю слова, чтобы передать именно то, что хочу. Но мне помогало то, что я представляла своих студентов и рассказывала им. Кажется, получилось неплохо. Мне приятно было услышать рассказ одной моей студентки: к ней в гости приехал брат, серьезный бизнесмен, совершенно далекий от мира моды, случайно взял в руки мою книгу и читал ее всю ночь — не мог оторваться.

Книги Дарьи Ермиловой: История домов моды, Композиция костюма и Моделирование и художественное оформление одежды

Но не все мои студенты читают мои книги. Некоторым кажется, что достаточно записать лекцию. Но это не одно и то же. В книге больше информации, а лекция — всегда импровизация и более эмоциональное и субъективное изложение материала. Сейчас я работаю над книгой «История костюма и кроя» для издательства «Академия», хотя, к сожалению, дело продвигается не так эффективно, как надо. Мне кажется, что несмотря на обилие книг на эту тему, книги М. Н.  Мерцаловой, несмотря на все их недостатки и неточности, до сих пор остаются единственным серьезным изданием на русском языке, где последовательно изложены все периоды истории костюма, а не отдельные аспекты. К тому же хорошо иллюстрированные альбомы дороги и по карману не всем студентам, а цены на книги издательства «Академия» вполне демократичные. Хотя это, конечно, сказывается на качестве бумаги и иллюстрациях. Но в таком издании все-таки важнее текст. А иллюстрации можно посмотреть и в другом месте — в Интернете, например. Сейчас никаких проблем с доступом к нужной информации нет (не то, что раньше). Хотя, будь моя воля, сделала бы книгу для студентов вообще без иллюстраций, чтобы они не срисовывали картинки для рефератов из одной книжки, а пошли бы в библиотеку (что они крайне не любят делать).

Насколько нам известно, Вы являетесь автором целого ряда статей для периодических изданий. С какими журналами Вы сотрудничаете и могли бы немного подробнее рассказать о ваших статьях, а также о других авторских материалах и печатных работах?

Я сотрудничала с журналами «М-Коллекция», «Имидж. Мода. Престиж». И написала для них немало статей. Я делала это не столько потому, что мне очень нравится писать для «глянцевых журналов» (это особый жанр), а скорее так получилось потому, что в этих журналах работают мои бывшие студенты — в «М-Коллекции» редактором Наташа Бялик, в «И. М.  П.» — главным редактором Татьяна Мельник. Мне же хотелось бы писать в более «серьезном» жанре, например, для журнала «Теория моды». Точно могу сказать — до сих пор я никогда ничего не писала для Интернета.

Как Вы относитесь к тому, что в Интернете Вашим именем подписывают статьи по колористике и работе над имиджем?

Я не знаю, как к этому надо относиться. С одной стороны, неприятно, когда используют твое имя, подписывая им довольно примитивные статьи, которые я сама никогда бы писать не стала. Чаще, правда, бывает наоборот — берут кусок текста и подписывают своим именем, не давая ссылку. Особенной «нечистоплотностью» в этом смысле отличаются авторы учебных пособий ростовского издательства «Феникс». С другой стороны, если мое имя используют, значит, оно уже имеет вес, что приятно.
 



Задать вопрос или высказать пожелание

Оцените, пожалуйста, этот материал, выбрав желаемое количество звезд

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!

Статьи раздела

24 сентября 2018 • Персоны Галина Корсак: бизнес начинается с любви! Пять лет она училась на стоматолога, уехала работать по специальности за рубеж, поступила в Берлинскую Высшую Школу Экономики иПрава – и… вернулась в родной Минск, радовать горожан ароматом свежей выпечки...
27 декабря 2017 • Персоны Рената Волкиевич: «Я поняла всю цену успеха, когда потеряла голос». Часть 1 Команда Форума успешных Женщин Беларуси Евгения Гриб, Виктория Щуровская и руководитель Diva.by Елена Коровец побывали на Глобальном Лидерском Саммите. Накануне Нового годы мы делимся с нашими читателями мотивирующим и вдохновляющим интервью спикера и участницы Глобального Лидерского Саммита Ренаты Волкиевич...
23 декабря 2017 • Персоны Рената Волкиевич: «Я поняла всю цену успеха, когда потеряла голос». Часть 2 Команда Форума успешных Женщин Беларуси Евгения Гриб, Виктория Щуровская и руководитель Diva.by Елена Коровец побывали на Глобальном Лидерском Саммите. Накануне Нового годы мы делимся с нашими читателями мотивирующим и вдохновляющим интервью спикера и участницы Глобального Лидерского Саммита Ренаты Волкиевич...
29 ноября 2017 • Персоны Как работают трансформационные игры? Интервью с Тамарой Рогачевой. Часть 1 Она считает себя дауншифтером. Не так давно эта женщина встала перед выбором, после которого обычно жизнь человека кардинально меняется. Перед выбором, сделав которой, человек принимает на себя ответственность за проживание последствий своего решения. И все ради того, чтобы прийти к согласию с самим собой и к жизни в соответствии со своим Предназначением...
18 ноября 2017 • Персоны Как работают трансформационные игры? Интервью с Тамарой Рогачевой. Часть 3 Она считает себя дауншифтером. Не так давно эта женщина встала перед выбором, после которого обычно жизнь человека кардинально меняется. Перед выбором, сделав которой, человек принимает на себя ответственность за проживание последствий своего решения. И все ради того, чтобы прийти к согласию с самим собой и к жизни в соответствии со своим Предназначением...
18 ноября 2017 • Персоны Как работают трансформационные игры? Интервью с Тамарой Рогачевой. Часть 2 Она считает себя дауншифтером. Не так давно эта женщина встала перед выбором, после которого обычно жизнь человека кардинально меняется. Перед выбором, сделав которой, человек принимает на себя ответственность за проживание последствий своего решения. И все ради того, чтобы прийти к согласию с самим собой и к жизни в соответствии со своим Предназначением...
30 июля 2017 • Персоны Тренер Вика Свит: «Чтобы получить крутой внешний вид, надо пахать» Вика Свит – известный тренер и фитнес-модель. Эту эффектную девушку трудно не заметить: редко встретишь белоруску в мире бодибилдинга. Шесть лет назад Вика кардинально изменила себя и теперь помогает другим двигаться к совершенству. Как оставаться женственной, имея накачанное тело, и в чем секрет хорошей фигуры, Вика Свит рассказала в нашем интервью...
02 мая 2017 • Персоны Больше, чем просто фотография: интервью с руководителем проекта Babystory.by Натальей Мирончук Еще десять лет назад никто и представить себе не мог, что профессиональные фото новорожденных малышей в фотоальбомах белорусских семей станут нормой, а этот жанр детской фотографии станет так популярен в стране. Мы поговорили о перспективах этого направления и секретах мастерства с первопроходцем этого жанра в Беларуси – фотографом Натальей Мирончук...
Реклама на DIVA.BY
Тел.: +375 (29) 675-86-56, Skype: divaby0608