www.diva.by www.diva.by / фокус фокус / персоны персоны

Вторая волна скоморохов или Митьки опять в Минске!

13 июля 2002

С 1 по 30 июня выставка этой группы художников из Санкт-Петербурга была представлена в фойе концертного зала "Минск". 

Это был уже второй визит митьков в Беларусь. Несколько лет назад их произведения уже выставлялись в нашей столице. И вот — новый приезд. А мы с вами "разживемся" новыми впечатлениями. 

31 мая, накануне официального открытия, состоялась презентация выставки с участием самих "виновников". Праздник-открытие начался на деревянных подмостках выступлением друзей митьков — минской шоу-комик группы "Доктор Юмор". Веселая, разрисованная и расфуфыренная клоунская "банда" оповестила об открытии выставки импровизированным канканом. Затем последовали лубочные, скоморошьи "потешные" сцены, игры с пришедшими на открытие выставки журналистами и гостями. Необходимое ощущение свободы и раскованности было достигнуто. Открывая выставку, митьки сияли. 

Дмитрий ШАГИН: Я делаю официальное заявление! Во многих городах мира митьки были со своими выставками, но только в одном городе на всей земле нас встречают ВОТ ТАК! (Раскидывает руки, широко улыбается.) Это город Минск — самый митьковский город на земле. 

Владимир ШИНКАРЕВ: Мы привыкли к сухим, академическим открытиям, таким, как, например, в Русском музее. А выставка в Минске напомнила нам наши самые веселые и героические годы. Когда выставка митьков была действительно синтезом нескольких видов искусств, когда это был культурный центр всего города, куда приезжали лучшие поэты, музыканты, и мы "открывали" выставки до утра напролет. Нас выгоняли из ДК, мы продолжали на улице. Сегодня ощущения почти те же. Спасибо Минску. 

Андрей КУЗНЕЦОВ: Я тоже присоединяюсь к мнению братков. Я так порадован встречей и вниманием, что, в общем-то, и сказать нечего. Молча отхожу от микрофона. 

Д. Ш. : Да что тут говорить — наливай да пей! Выставка открыта! Ура!

Показалось, что митьки поскромничали с количеством привезенного в Минск. Впрочем, это объяснялось их желанием показать как можно больше новых произведений. И, надо признать, они немало удивили. В работах художников стало меньше примитивистских тенденций, а местами работы имеют символический и даже сюрреалистический подтекст. Особо впечатлили две серии (впрочем, как показалось, представленные не полностью) — "У окна" и "Любимые типы", а также работы Владимира Шинкарева "Волны", "Канал" и его же комическое полотно "Кот объелся и лежит в цветах", где главный "герой" картины гораздо больше напоминает окорок. На наш взгляд, это — главный "хит" выставки.

Среди тех, кому удалось пообщаться с митьками Дмитрием Шагиным, Владимиром Шинкаревым, Андреем Кузнецовым и Михаилом Сапего, оказались и мы. Предлагаем вам интервью, которое состоялось 31 мая в концертном зале "Минск" на фуршете, посвященном открытию выставки "Митьки в Минске. 10 лет спустя." 

Д. Ш. : Обстановка такая: сегодня, 1 июня 2002 года, День защиты детей, открытие выставки в городе Минске. Наш минский митёк Виталий Чернобрисов — наш старший товарищ — повел нас в музей. В Национальный художественный музей. Там прошла торжественная акция, и мы возложили букеты васильков к портрету княгини Тенишевой — покровительнице всех художников. Благодаря княгине Тенишевой весь мир узнал русское искусство начала двадцатого века. 

Виталий ЧЕРНОБРИСОВ: В музее эту акцию горячо поддержали, ну а мы обязаны были это сделать, и надеемся, что акция станет ежегодной и традиционной. Наши художники и те, кто на художников учится, подходят к портрету: "ну Репин, ну хорошо портрет написан," — а цветочки положить к этому портрету никому в голову не приходит. Потому что наши педагоги не рассказывают кто это, что за человек княгиня Тенишева, а её портреты должны висеть в каждой школе. 

И еще я попрошу напомнить читателям, что всё, что они тут видят, может походить на нынешнюю попсу, но это — древнее скоморошье, сакральная культура, представленная в современном питерском варианте. В Белоруссии в силу трагичности истории этой земли была батлеечность, которую она потеряла практически полностью, может, пара энтузиастов осталась где-то в глубинке, но не больше. 

А в Питере они (кивает в сторону Шагина) — это вторая волна скоморохов. Первыми были их отцы. 

Тут мы такие серьезные темы затронули: история, скоморошество, сакральное искусство, потеряная батлеечность… Скажите пожалуйста, "митьки и образование" — это приветствуется? 

Д. Ш. : Давайте подчеркнем этот момент. Если взять нашу "ставку" в Питере на улице "Правды", то она называется "Митьки-ВХУТЕМАС". "ВХУТЕМАС" в 20-е годы — это были высшие художественные теоретические мастерские, где, собственно, и готовили молодых художников. И мы сейчас делаем то же самое — готовим молодежь. Образование необходимо. Обязательно. Тем более, митьковское образование. 

В. Ч. : Проблема в том, маска митька подразумевает образ какой-то почти идиотический, а на самом деле у них ведь мощнейшая традиция. Рассказ об этой традиции заслуживает отдельного разговора. Это — полный атас! Такое может быть только в Питере. 

Когда нечего было пить, митьки проповедовали пьянство. Когда стояла "мыльная" проблема, невозможно было купить ни мыла, ни стирального порошка, митьки демонстративно ходили грязными и немытыми. А что сейчас? Митьки расслабились? 



Владимир Шинкарев: Как говорил Сократ, я всегда иду против течения. Как у всякого творческого человека, не только у митька, есть такая особенность: он обращает внимание общества на его, общества, проблемы. Как правило, за это он обществом нелюбим и уничтожаем даже в наиболее роковые моменты. Особенность митька в том, что он никого не хочет победить. Но посмотрите, каждый пейзаж отражает твое отношение к миру. Проблем хватает всегда, правда ведь?

Тогда как писатель писателю, скажите пожалуйста, над чем смеяться грешно? Где та мера, за которой уже начинается перебор? Помнится тот сыр-бор с "Евангелием от митьков", мол, ну вы, братки, даете! Сколько ж вам тогда пришлось "отбрыкиваться"… 

В. Ш. : С тем "Евангелием" вообще ерунда получилась. Мы его не писали, нам его навязали "вот митьки до чего допились-докатились", заставили оправдываться, чуть ли не с заявлениями выступать. А вопрос о пошлости очень сложный, это тема для большого коллектива философов и не на один год. Действительно. Эта грань определяется вкусом. Он есть или его нет. Я уверен, что ни один человек не в состоянии механически определить эту границу. И Христос смеялся над собой. "Нет пропрока в своем отечестве" — это типичная издёвка, ирония над собой. Такой границы вообще-то нет, и, одновременно, она везде, в каждом слове. В других языках слова "пошлость" вообще не существует, об том писал Набоков подробно (Книга Набокова "Пошляки и пошлость" — К. И. ). Эта грань тесно связана с понятиями "интеллигентность" и "тонкое чутье". 

А что читаете сейчас? 

Дмитрий Шагин: В дорогу взял Бердяева "Самопознание". Книжка интересная, много поучительного. Я много интересного узнаю. И в частности то, о чем там написано, мне о себе самом напоминает. Новую книжку Владимира Шинкарева "Квартира" прочитал — очень интересно. Миши Сапего стихи вышли новые, тоже понравились. 

Владимир Шинкарев: Я взял в поезд Юнга. Но еще не читал. Проспал. 

Андрей Кузнецов: А я, ввиду своей религиозности, читаю псалмы. 

А что лучше: "слабо" или "пошло"? И как складываются ваши отношения с литературной группой "ЁПС" (Ерофеев, Пригов, Сорокин)? 

В. Ш. : Я бы не сказал, что "слабо" и "пошло" — это антонимы. Слабым может быть что угодно: некачественно, неярко, непронзительно, а бывает жутко пронзительно и пошло. С группой "ЁПС" человеческие отношения у нас хорошие. Но то, что они пишут, Сорокин, например, я бы в большинстве случаев запрещал. Как литератор, он пишет безукоризненно, виртуозно, но что он пишет! Талант сам по себе, без направления в созидательное русло, если можно так сказать, штука очень непростая, я бы сказал, опасная, страшная вещь. 

Поначалу митьки завоевали популярность в широких массах не только (и не сколько) живописью, музыкой и стихами, а, скорее, образом добродушного непутевого дядьки-шалопая с ограниченным лексиконом, но широкой душой, и, как вы писали, это образ в сознании русского народа почти святой. Не обидно ли вам, что красивые митьковские словечки с богатым смыслом (браток, круто, улёт, отпад и пр.) стали привычным лексиконом всей страны, утратив при этом свой особый колорит, и знание этого незатейливого набора восклицаний стало некой индульгенцией (наподобие словаря людоедки-Эллочки)? Создается впечатление, что убогий набор "круто-отпад" может оправдать тупость, глупость, ограниченность… 

В. Ш. : Да, безусловно. Теперь язык всей страны — один сплошной слэнг. Значит, надо продвигать в массы здоровую, академичную, чистую русскую речь. В последнем издании я убрал из книг всю матершину. Если раньше употребление непечатного слова в литературе считалось проявлением свободомыслия и смелости, то теперь в этом нет нужды. В матерных словах сейчас нет ни смысла, ни юмора, значит, надо посерьезнее писать. 

Из современной музыки что можно выделить особо? 

Д. Ш. : Больше всего, я уже говорил об этом, мне понравился концерт Дживана Гаспаряна и "Виртуозов сцены" у нас в филармонии. Это что-то потрясающее. На все концерты "Аквариума" обязательно хожу. 

А расскажите-ка о своих разочарованиях… 

Д. Ш. : Если в жизни российской, то я думал, что когда придет новый, молодой президент на смену старенькому и пьяненькому, то станет лучше. Это мое больше разочарование. Вот еще разочарование: триста лет городу Петербургу. Могли б как-то митьков подключить. Что в Питере знаменитого? Мариинка, да митьки, правда же (скромно улыбается)? Причем, нам денег-то не надо никаких, просто позовите — мы придем, все организуем. Когда Собчак был живой, он говорил, что хочет, чтобы в Питере олимпиаду провели, и олимпийскую символику поручил нам разработать — "Митьку-талисман". Мы логотип разработали. Олимпиады не было, Собчака не стало… Еще есть пластинки, которые до сих пор не изданы. Грех жаловаться, но не все так гладко, как хотелось бы, что тут говорить. А вот то, что нас в Минске так любят — это неожиданный и определенно положительный момент. 

Самое лучшее место на земле — это Питер? И где вы отдыхаете — в Европе, в Азии? И вообще, где митьку хорошо? 

Д. Ш. : Так исторически сложилось, что родились в Питере и любим его очень, но в мире много красивых городов. А отдыхаю я под Питером. У меня полбарака в деревне Синявино. Это не дача, не садоводство, это настоящая деревня. Там очень хорошо. В Европу и Азию мы ездим с выставками. Митьку хорошо там, где его хорошо встречают. В Лондоне, например, люди пришли на открытие выставки в настоящих ватниках и тельняшках. Где они их взяли, спрашивается? Мы были тронуты. В Париже хорошо. Потому что там много друзей. У Хвоста (Алексея Хвостова) там своя мастерская, на Райской улице. Я недавно в гости ездил. Отдохнул. 

Опровергните меня, если я не права: чем организованее, тем скучнее. Я имею ввиду принцип энтропии, т. е., чем изотропнее, тем сложнее находить яркие моменты. Во всем. Энтропия вообще — это страшное понятие, страшная теория, я бы сказала. Но, к сожалению, в большинстве проявлений верная. 

В. Ш. : Абсолютно с вами согласен. Абсолютно. Самыми счастливыми людьми были те люди, у которых не было истории. Т.е. самое первое поколение людей. С каждым следующим поколением все меньше становится вещей, которые могут удивить и поразить. Так и в жизни одного конкретного человека. Чем больше у тебя багаж, чем искушеннее ты становишься с годами, тем сложнее найти то, что может заставить удивиться. 

Тут Кузярушка (Андрей Кузнецов) хвастался, что у него шестеро детей. Чем занимается следующее поколение митьков? 

Д. Ш. : Кузярушкиного рекорда мне не достичь. У меня трое. Хотя у многих митьков по много детей. У митька Ивана Сотникова, который сейчас стал священником, семь детей. Моя старшая дочь Анечка — художник. Одну её работы мы привезли. Средняя дочь Лиза учится в университете на факультете истории искусств, ей очень нравится. Младшая — Настенька — заканчивает школу и музыкальную школу по классу скрипки. Я хочу её привлекать, чтобы она участвовала в записях. 

Гены пальцем не задавишь? 

Д. Ш. : Выходит, что так… Дети верны идеалам отцов. Может, какие-то и не верны, но я таких не знаю. 

В целом же за те 10 лет, что мы не видели митьков, они изменились — вместе во временем, в котором живут. Претерпело изменения и их творчество. Как сказал Владимир Шинкарев, "Митьки — это срез эпохи". А увидеть картины митьков лучше всего самим, не доверяя различным рассказам, рецензиям и интерпретациям. Вы еще успеете. Приходите — и становитесь митьками. Хотя бы на время.



Елена Коровец
Задать вопрос или высказать пожелание

Оцените, пожалуйста, этот материал, выбрав желаемое количество звезд

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!

Статьи раздела

24 сентября 2018 • Персоны Галина Корсак: бизнес начинается с любви! Пять лет она училась на стоматолога, уехала работать по специальности за рубеж, поступила в Берлинскую Высшую Школу Экономики иПрава – и… вернулась в родной Минск, радовать горожан ароматом свежей выпечки...
27 декабря 2017 • Персоны Рената Волкиевич: «Я поняла всю цену успеха, когда потеряла голос». Часть 1 Команда Форума успешных Женщин Беларуси Евгения Гриб, Виктория Щуровская и руководитель Diva.by Елена Коровец побывали на Глобальном Лидерском Саммите. Накануне Нового годы мы делимся с нашими читателями мотивирующим и вдохновляющим интервью спикера и участницы Глобального Лидерского Саммита Ренаты Волкиевич...
23 декабря 2017 • Персоны Рената Волкиевич: «Я поняла всю цену успеха, когда потеряла голос». Часть 2 Команда Форума успешных Женщин Беларуси Евгения Гриб, Виктория Щуровская и руководитель Diva.by Елена Коровец побывали на Глобальном Лидерском Саммите. Накануне Нового годы мы делимся с нашими читателями мотивирующим и вдохновляющим интервью спикера и участницы Глобального Лидерского Саммита Ренаты Волкиевич...
29 ноября 2017 • Персоны Как работают трансформационные игры? Интервью с Тамарой Рогачевой. Часть 1 Она считает себя дауншифтером. Не так давно эта женщина встала перед выбором, после которого обычно жизнь человека кардинально меняется. Перед выбором, сделав которой, человек принимает на себя ответственность за проживание последствий своего решения. И все ради того, чтобы прийти к согласию с самим собой и к жизни в соответствии со своим Предназначением...
18 ноября 2017 • Персоны Как работают трансформационные игры? Интервью с Тамарой Рогачевой. Часть 3 Она считает себя дауншифтером. Не так давно эта женщина встала перед выбором, после которого обычно жизнь человека кардинально меняется. Перед выбором, сделав которой, человек принимает на себя ответственность за проживание последствий своего решения. И все ради того, чтобы прийти к согласию с самим собой и к жизни в соответствии со своим Предназначением...
18 ноября 2017 • Персоны Как работают трансформационные игры? Интервью с Тамарой Рогачевой. Часть 2 Она считает себя дауншифтером. Не так давно эта женщина встала перед выбором, после которого обычно жизнь человека кардинально меняется. Перед выбором, сделав которой, человек принимает на себя ответственность за проживание последствий своего решения. И все ради того, чтобы прийти к согласию с самим собой и к жизни в соответствии со своим Предназначением...
30 июля 2017 • Персоны Тренер Вика Свит: «Чтобы получить крутой внешний вид, надо пахать» Вика Свит – известный тренер и фитнес-модель. Эту эффектную девушку трудно не заметить: редко встретишь белоруску в мире бодибилдинга. Шесть лет назад Вика кардинально изменила себя и теперь помогает другим двигаться к совершенству. Как оставаться женственной, имея накачанное тело, и в чем секрет хорошей фигуры, Вика Свит рассказала в нашем интервью...
02 мая 2017 • Персоны Больше, чем просто фотография: интервью с руководителем проекта Babystory.by Натальей Мирончук Еще десять лет назад никто и представить себе не мог, что профессиональные фото новорожденных малышей в фотоальбомах белорусских семей станут нормой, а этот жанр детской фотографии станет так популярен в стране. Мы поговорили о перспективах этого направления и секретах мастерства с первопроходцем этого жанра в Беларуси – фотографом Натальей Мирончук...
Реклама на DIVA.BY
Тел.: +375 (29) 675-86-56, Skype: divaby0608
Яндекс.Метрика