Спецпроекты:ТелохранителиДисконтный клубИмидж-дизайнЭкспертизаСвадьбаГрузия, люблю тебя!Экспертиза VeinoPlusКСЖ
www.diva.by / фокус / конкурсы и фестивали / мамонт /

гречка, семечки, бандерас... и все это «мамонт»!

Гречка, семечки, Бандерас... и все это «Мамонт»!

Чтобы получить гран-при фестиваля современного искусства и авангардной моды «Мамонт», дизайнеры плавили грампластинки, стояли в очередях за сахаром и перечитывали Толкиена. О двух безбашенных днях полного авангарда — в нашем ДИВном репортаже.
 
Главное событие «Мамонта» — показ авангардной моды. Пока журналисты получали аккредитации, в фойе Национальной школы красоты вовсю шла подготовка: визажисты и дизайнеры превращали моделей в обитателей каких-то далеких планет.
 
Ведущие вечера — певец Петр Елфимов и модель Екатерина Любчик, представили жюри фестиваля.

Команда судей подобралась предельно серьезная и профессиональная: скульптор, автор «Девочки под зонтиком» Владимир Жбанов, главный дизайнер Национальной школы красоты Иван Айплатов, модельер Наталья Поткина, заместитель генерального директора Центра культуры «Витебск» по спецпроектам Марина Романовская, председатель Союза дизайнеров Беларуси Дмитрий Сурский, директор модельного агентства «Тамара» Тамара Гончарова. Председателем жюри в этом году стал известный джазовый музыкант Владимир Чекасин.

«Собрать и переработать»

Оценивать пришлось всего 13 коллекций одежды. (В прошлые годы их было как минимум 20). Хотя нет, правильнее сказать — идей или образов, воплощенных в тканях, папье-маше, пластиковых бутылках и прочих совершенно неожиданных материалах, которым самое место в мусорном ведре. Очевидно, дизайнеры взяли на вооружение принцип экологов «Собрать и переработать».
 
Авангардная мода началась с «Фридомании». Дизайнер Наталья Андреюк посвятила свою коллекцию мексиканской художнице Фриде Кало. Юные модели из «Школы моды» вышли на сцену в ярких платьях, выполненных из страниц глянцевых журналов и подложки под паркетную доску. Главная Фрида в платье из вишневого атласа танцевала страстное фламенко.
 
Фестиваль авангардного искусства «Мамонт»: «Фридомания» Натальи Андреюк
 
Студент Витебского технологического университета Сергей Сергейчик — автор коллекции Liberta — облачил моделей в строгие платья и жилеты из натуральной кожи и стали. Наряды свободно женщины напомнили стильную кольчугу. Однако сам автор так комментирует свой образ: «Она не носит доспехов, но она всегда свободна».
 
Александр Черненко в обычной жизни работает в туристическом агентстве. Но есть и другая жизнь — исполненная дизайнерского креатива, сдобренного хорошим юмором. Коллекция to № one взволновала женскую половину присутствующих в зале гостей. На подиуме один за другим стали появляться мужчины в набедренных повязках и ультракоротких шортах черно-белых расцветок. Самый главный «гвоздь» коллекции появился под занавес дефиле: мачо с комплекцией Говарда Воловица из «Теории большого взрыва» — в коварно-красного цвета кожаных шортиках, кокетливо открывающих филейную часть супер-героя. И, знаете, все в этом образе сложилось в концептуальную гармоничную мозаику: и волосатые ноги, и крошечный рост модели, и светоотражающие сердечки на его груди. Такой вот авангард.
 
Фестиваль авангардного искусства «Мамонт»: «Третьего не дано» Александры Гарапко
Фестиваль авангардного искусства «Мамонт»: «Кризис production» Евгения Иванчика
Фестиваль авангардного искусства «Мамонт»: «Танцующая в темноте» Ксении Сахончик
Фестиваль авангардного искусства «Мамонт»: «B.H.L.» Ёлы Милой
Фестиваль авангардного искусства «Мамонт»: «Фейерверки мира» Анастасии Соборовой
Фестиваль авангардного искусства «Мамонт»: «Электрогравитация» Дмитрия Пригожаева
 
Коллекция Галины Галузы окончательно всех запутала: вроде на календаре осень, а на сцене — весна. Вот кокетка в платье из травы, бересты и древесной стружки идет с полной авоськой яблок, осыпая зрителей и жюри лепестками роз. Вслед за ней — весенняя невеста. Букетик из нежных цветов летит в зрительный зал. Значит, скоро кто-то выйдет замуж.
 
Блеснул на подиуме и Антонио Бандерас. Конечно, не собственной персоной, а всего лишь в фантазиях дизайнеров из творческой группы «Квинта». Девчонки признались, что просто обожают этого актера. Модели вышли на подиум в эффектных платьях из бумажных фрагментов глянцевых журналов. С барышнями элегантно заигрывали импровизированные бандерасы — наши белорусские парни, скрывающиеся за маской звезды «Лабиринта страстей».
 
Фестиваль авангардного искусства «Мамонт»: «Бандерас» творческой группы «Квинта»

Кто последний за сахаром?

Как показал фестиваль, совершенно не важно, из чего творить. Главное — зачем и как. Ну, например, как это сделала Екатерина Бурак — победительница «Мамонта» 2008 года. Чтобы воплотить идею коллекции с названием под стать сюрреалистам «По следам Сальвадора Дали в мир антропоморфных ящиков», дизайнер сначала проштудировала книги по искусству. И лишь потом взялась за конструирование сложных моделей, собранных из пенопласта, кусков тканей и деталей от старого телевизора… Так ей удалось оживить картины гениального живописца.

На сей раз многие участники «Мамонта» увлеклись формой, забыв про суть. Априори ясно, каждый уважающий себя авангардист — тот еще хулиган от искусства. Вспомните хотя бы футуристов, которые грозились сбросить классиков с корабля современности. И тем не менее эпатаж — скорее упаковка. В основе авангарда — смелая идея «на злобу дня». Не случайно в искусство слово это пришло из военной терминологии, где оно означает «передовой отряд». То есть быть авангардистом — уметь не просто удивлять, а мыслить на опережение. Ну, или по крайней мере не отставать от того времени, в котором живешь.
 
Фестиваль авангардного искусства «Мамонт»: «Третьего не дано» Александры Гарапко Фестиваль авангардного искусства «Мамонт»: «Электрогравитация» Дмитрия Пригожаева
 
Так или иначе, в финал фестиваля вышли лишь 5 коллекций. Их показ стал гвоздевым событием гала-концерта.

- Кризис, цены на продукты питания… Что может быть современнее? — рассуждает абсолютный лидер XII «Мамонта» Евгений Иванчик, которому досталось не только гран-при фестиваля, но и победы в номинациях за самую провокационную и парадоксальную идеи.

Коллекция «Кризис production» — это пять образов на тему купли-продажи. Отвязный «american boy» осыпал зрителей валютой. Жаль, ненастоящей. Король рафинада важно продефилировал по подиуму, размахивая белоснежной шляпой. Вот он — материализовавшийся ажиотаж на сахар.
 
Фестиваль авангардного искусства «Мамонт»: «Кризис production» Евгения Иванчика Фестиваль авангардного искусства «Мамонт»: «Кризис production» Евгения Иванчика

- Сколько же вы мусор не выносили, чтобы собрать все аксессуары для коллекции?
— Полгода собирал материалы. Для того чтобы эту шляпу сделать, попросил друзей-поваров не выбрасывать бутылки из-под подсолнечного масла, — показал дизайнер на сооружение, которое назвал шляпой.
 
Коллекции Евгения Иванчика не раз видели и на «Мельнице моды». Так же как любители гламура не могут обойтись без страз и пайеток, так и этот дизайнер — без юмора и иронии и стежка не сделает.

Фестиваль авангардного искусства «Мамонт»: «Кризис production» Евгения Иванчика
— Неужели нет желания создать коллекцию прет-а-порте?

— Работаю над этим. Но пока молодой, хочется повеселиться, — смеется Женя в ответ.
 
Фестиваль авангардного искусства «Мамонт»: «Кризис production» Евгения Иванчика

Шляпка из голоса

Кроме Евгения Иванчика, в авангарде фестиваля оказались дизайнеры Наталья Андреюк (коллекция «Фридомания»), Светлана Ивашина и Ольга Киселевич (коллекция «Рикон»), Ксения Сахончик («Танцующая в темноте»), Дмитрий Пригожаев («Электрогравитация»). Они стали победителями в отдельных номинациях. Специальный поощрительный приз жюри ушел к школьнице Анастасии Соборовой (коллекция «Фейерверки мира»).

Из чего же сделаны эти шляпки? — гадали зрители во время показа коллекции «Танцующая в темноте» дизайнера Ксении Сахончик.

- Это расплавленные грампластинки. Разогревала их дома над обычной газовой плитой. Тут и Алла Пугачева, и Лев Лещенко, — улыбается дизайнер, показывая на головные уборы, по форме напоминающие бутоны.
 
Фестиваль авангардного искусства «Мамонт»: «Танцующая в темноте» Ксении Сахончик

Хотя, справедливости ради, идея создавать арт-объекты из старых грампластинок не нова. Их используют как основу для настенных часов и для декора сумок.
 
Невозможно было не обратить внимание на эпатажные сапоги, в которых чинно прохаживалась модель, облеченная в одеяния вроде тех, что носил робот Вертер в фильме «Гостья из будущего».

- Чтобы сделать эту коллекцию обуви, даже сварочный аппарат пришлось использовать, — поясняет дизайнер Дмитрий Пригожаев, показывая на массивные металлические пружины, обвивающие каблук.
 
Фестиваль авангардного искусства «Мамонт»: «Электрогравитация» Дмитрия Пригожаева

Еще один фаворит фестиваля — коллекция «Рикон» Светланы Ивашиной и Ольги Киселевич. Дизайнеры профессионально изучают фольклор и интересуются фантастикой. Их коллекция — вариации на тему «Властелина колец» и «Алисы в стране чудес».
 
Фестиваль авангардного искусства «Мамонт»: «Рикон» Светланы Ивашиной и Ольги Киселевич
 
Итак, кто же они, победители фестиваля?
 
Номинации:
  • «Магия» (уникальные сочетания цвета и формы) — Наталья Андреюк, коллекция «Фридомания».
  • «Мадам и месье» (самая провокационная коллекция) — Евгений Иванчик, «Кризис production».
  • «Метаплазма» (применение инновационных технологий) — Дмитрий Пригожаев, «Электрогравитация».
  • «Мифологема» (оригинальное использование фолк-мотивов) — Светлана Ивашина и Ольга Киселевич, «Рикон».
  • «Метаморфозы» (оригинальная идея) — Евгений Иванчик, «Кризис production».
  • «Мистерия» (презентация коллекции) — Ксения Сахончик, «Танцующая в темноте».
 
Специальным дипломом жюри была отмечена коллекция «Фейерверки мира» Анастасии Соборовой (за светлую оригинальную идею).
 
Лучшей моделью назван Иван Латушкин (коллекция «Кризис production»).
 
Гран-при получил абсолютный лидер фестиваля — Евгений Иванчик, коллекция «Кризис production».
 
Фестиваль авангардного искусства «Мамонт»: Евгений Иванчик получает заслуженного мамонта
 
Своих мамонтов получили не только дизайнеры, но и фавориты других номинаций фестиваля. Так, на конкурсе видеоарта из 22 короткометражных фильмов, представленных режиссерами 4-х стран, жюри выбрало одного победителя: ролик «Без тебя» белорусов Артема Лобача и Егора Ефимова.
 
Приз зрительских симпатий разделили картины «Значение» (Арсен Ягджян, Израиль) и «Вардомски-Сваровски» ( Руслан Вашкевич, Беларусь).
 
В фотоконкурсе самым креативным оказался Станислав Михальчук, которому достался денежный приз в 500 долларов США. Однако конкурс продолжается. До 15 ноября проходит интернет-голосование, которое определит 2-е и 3-е места.
 
Фестиваль авангардного искусства «Мамонт»: «Рикон» Светланы Ивашиной и Ольги Киселевич
Фестиваль авангардного искусства «Мамонт»: «Третьего не дано» Александры Гарапко
Фестиваль авангардного искусства «Мамонт»: «Любимые колготки Розы Люксембург» Натальи Луцив-Будиловской — фаворит 2008 года
Фестиваль авангардного искусства «Мамонт»: «B.H.L.» Ёлы Милой
Фестиваль авангардного искусства «Мамонт»: музыкальная композиция «Купалле»
Фестиваль авангардного искусства «Мамонт»: «Северное сияние» Дмитрия Пригожаева
 
Самым же главным, на наш взгляд, событием «Мамонта», стало выступление известного джазового музыканта Владимира Чекасина. Гуру авангарда устроил абсолютно сумасшедший спектакль с участием прекрасных муз из пластического проекта «Бармаглот». А еще Чекасин поразил всех игрой одновременно на двух саксофонах — и этот пятиминутный сет достоин отдельного фестиваля.

Театр иного жеста

Если во второй и заключительный день фестиваля за авангардную моду отвечали дизайнеры-победители «Мамонта», то за современное искусство — пластические театры «Бармаглот» и «ИнЖест».
 
Фестиваль авангардного искусства «Мамонт»: театр «ИнЖест»

В Минске говорят: если хочешь, чтобы о событии говорили, пригласи «ИнЖест». Театр, основанный еще в 1980 году, знает все или почти все про гротеск, буффонаду, карнавал… Пересказывать сюжеты спектаклей этого театра так же сложно, как описывать словами чувства, эмоции, ощущения. Драматургический материал, стили, жанры — когда речь идет про «ИнЖест», обо всем этом можно смело забыть. Так что «Мамонт» не был бы «Мамонтом», не появись на закрытии фестиваля люди на ходулях. Завидев в зале персонажей Венецианского карнавала, фотографы, которые расположились напротив подиума, бросились врассыпную. Но обошлось без происшествий. Актеры «ИнЖеста» на ходулях смотрятся едва ли не уверенней, чем дамы на высоких каблуках.
 
Фестиваль авангардного искусства «Мамонт»: театр «ИнЖест»
Фестиваль авангардного искусства «Мамонт»: театр «ИнЖест»
Фестиваль авангардного искусства «Мамонт»: театр «ИнЖест»
Фестиваль авангардного искусства «Мамонт»: театр «ИнЖест»
Фестиваль авангардного искусства «Мамонт»: театр «Бармаглот»
Фестиваль авангардного искусства «Мамонт»: театр «Бармаглот»
Фото: Александра Юрченко
 
И все же выступление театра заставило понервничать. Во время представления искра от бенгальского огня попала на парик одной из актрис. Повезло, что одета она была в стиле придворной дамы эпохи барокко, когда в моде были ну очень высокие прически. Огонь затушили мгновенно, так что не все зрители поняли, откуда запахло жареным.

Возможно, для события, которое носит громкое название «фестиваль современного искусства и авангардной моды», программа могла бы быть более насыщенной. Но с учетом, что «Мамонт» не испугался даже скачкообразных курсов валют, которые в наш прагматичный век куда страшнее вечной мерзлоты, и вернулся после двухлетнего перерыва, остается верить в его светлое авангардное будущее.



Задать вопрос или высказать пожелание

Оцените, пожалуйста, этот материал, выбрав желаемое количество звезд

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!
blog comments powered by Disqus

Статьи раздела

20 июня 2013 • Мамонт Тихий шорох шагов «Мамонта» Александр Маккуин по-черкизовски, хэллоуин в народном стиле – фестиваль современного искусства и авангардной моды «Мамонт» привык к странностям…
06 июня 2013 • Мамонт На «Мамонте-2013» – новая номинация! Члены жюри Ольга Лахина и Ирина Мызина вводят на конкурсе «Мамонт» новую номинацию...
29 мая 2013 • Мамонт Чем удивит «Мамонт-2013»? Фестиваль современного искусства и авангардной моды «Мамонт» уже стал неотъемлемой чертой артистической жизни Беларуси. На его конкурсах и экспериментах выросло целое поколение дизайнеров, чьи имена сегодня известны далеко за пределами страны. Между тем фестиваль продолжает меняться и экспериментировать с формой и содержанием: меняются условия работы, номинации, места проведения...
23 ноября 2008 • Мамонт Какого цвета «Мамонт»? В середине ноября в Минске завершился XI фестиваль авангардной моды «Мамонт-2008». Как известно, авангард — это острое, крайнее течение в моде, необычное и непривычное глазу, броское, экзотичное, порой шокирующее, но неизменно интересное, новое и всегда очень неожиданное...
11 ноября 2008 • Мамонт Мамонт-2008: программа фестиваля 16 ноября 2008 года конфедерация творческих союзов и журнал «Развлечение и отдых» приглашают вас оказаться 1 на 1 с молодыми мамонтами современного белорусского авангарда!..
06 ноября 2008 • Мамонт Мамонт 2008: представляем участников Настало время узнать, кто в этом году готов продемонстрировать личное понимание и преломление феномена авангардной моды...
26 ноября 2007 • Мамонт Мамонт 2007. След третий. Четкий самый Интерактивный диалог Артемия Троицкого на тему музыки и моды, раздача мамонтов и неожиданный финал...
25 ноября 2007 • Мамонт Мамонт 2007. След второй. Конкурсный день День второй. Самый волнительный для участников фестиваля, самый трудоемкий для членов жюри и фотографов, и самый интересный для зрителей - показ конкурсных коллекций...
Реклама на DIVA.BY
Тел.: +375 (29) 691-05-20, Skype: divaby
Афиша

Тото Кутуньо даст большой сольный концерт в Минске
Полный разбор рекламных инструментов социальных сетей  за 2 дня на курсе #SMMREADY
Какие предметы Школы настоящих мужчин для мальчиков представляют для вас наибольший интерес?

Ответить

Система Orphus